З А Я В Л Е Н И Е

VII съезда Профсоюза машиностроителей Российской Федерации

 «О ситуации в железнодорожном машиностроении России»

 

Делегаты VII съезда Профсоюза машиностроителей Российской Федерации считают неприемлемой ситуацию, сложившуюся на предприятиях железнодорожного машиностроения.

В результате резкого снижения  ОАО «Российские железные дороги»  заказов на подвижной состав, вагоны и другую продукцию железнодорожного машиностроения на этих предприятиях сложилась критическая ситуация с обеспечением загрузки и сохранением занятости работников.

Так, в ОАО «Тверской вагоностроительный завод» в результате резкого сокращения объемов закупок пассажирских вагонов в 2014 году было сокращено 1600 человек, а в 2015 году планируется сократить еще около 2 000 человек. В ОАО «ПО «Бежецкая сталь» объявлено о сокращении 1200 человек. В ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод» работники с января 2015 года работают по сокращенному режиму. В ОАО «Уральские локомотивы» планируется перевод 270 работников на 3-х дневный режим работы с 01.03. по 01.05.2015 г. с оплатой 2/3 тарифной ставки. В ОАО «Калугапутьмаш» с 20.04.2015 г. работники переводятся на 3-х дневный  режим. Причем часть работников, по соглашению сторон, отправляется в отпуска без оплаты.

В аналогичной ситуации находятся ОАО «Демиховский машиностроительный завод», ОАО «Тихорецкий машзавод им.Воровского», ОАО «Кировский машзавод 1 Мая».

ЗАО «Трансмашхолдинг», объединяющее  17 крупных предприятий железнодорожного машиностроения, не обеспечивает в полной мере загрузку предприятий, в результате чего на всех предприятиях Трансмашхолдинга планируется сократить 30 и более процентов численного состава работников, или около 9 000 человек.

В этой ситуации регионы лишатся значительной доли налоговых поступлений. Серьезно пострадают и смежные предприятия, на которых трудятся десятки тысяч человек.

Резкое снижение уровня жизни столь значительного количества людей неминуемо спровоцирует рост протестных настроений и может привести к социальному взрыву.

Сложившаяся в железнодорожном машиностроении ситуация ведет фактически к потере Россией компетенции в области разработки и производства локомотивов и пассажирских вагонов, а выполнение такой важной социально-экономической функции как обеспечение перевозок пассажиров и грузов, будет более  зависимым от зарубежных поставщиков подвижного состава.

Импортозамещение, объявленное Президентом и Правительством Российской Федерации приоритетным, не реализуется в полной мере в железнодорожном машиностроении. Продолжается закупка подвижного состава за рубежом, в то время как свои предприятия остаются не загруженными, а значит, имеют все основания потерять еще одну сферу перспективного развития страны и обеспечения занятости населения.

В условиях большой протяженности территории России потеря производства железнодорожного машиностроения приведет к отделению  регионов  друг от друга. Из-за непрозрачности финансовых схем и ценообразования, применяемых РЖД, железнодорожные перевозки уже стали дороже автомобильных.

Потребовалось вмешательство Президента России, чтобы предотвратить коллапс пригородного пассажирского сообщения в субъектах Российской Федерации.

Делегаты съезда настаивают на решении в кратчайшие сроки острых проблем сохранения и развития системы железнодорожного транспорта, обновления парка грузовых и пассажирских вагонов, тягового состава, пригородного транспорта, формирования прозрачной системы тарифов за услуги железнодорожного транспорта, стимулирования железнодорожных перевозок.

Делегаты съезда считают, что в кризисные периоды при решении экономических проблем предприятия обязаны максимально сохранять человеческий потенциал, начиная антикризисные мероприятия, в первую очередь, с устранения издержек,  связанных с содержанием менеджмента и, в частности, ограничение бонусов и выплат по дивидендам, сокращения дополнительных льгот, персонального транспорта и т.д.

В качестве  мер поддержки предприятий железнодорожного машиностроения делегаты съезда предлагают Правительству Российской Федерации:

1.Разработать систему мер государственной поддержки и закупок продукции железнодорожного назначения, ограничив закупку за рубежом пассажирских вагонов, электропоездов, локомотивов и другой железнодорожной техники.

2. Строго регулировать рост цен на металл и тарифов на энергоносители.

3.Обеспечить доступность для предприятий долгосрочных кредитов, в т.ч. за счет снижения банковских кредитных процентных ставок.

 

 

17 февраля 2015 г.