IV Форум МООПС машиностроителей «Бригантина» -2016

 

С 28 августа по 2 сентября в «Бригантине» прошёл выездной открытый IV Форум МООПС машиностроителей при участии председателя профсоюза машиностроителей РФ Шатохина Н.П., а также делегаций из Санкт-Петербурга, Крыма, Удмуртии, Калуги и Брянска. Неразрывна связь «Бригантины» с профсоюзом! Как будто не было двухлетнего перерыва, и машиностроители вновь с радостью встретились на ласковом Крымском берегу. В здешних условиях и дышится и работается с особым настроением.

Начали с того, что на Президиуме Мособкома подвели итоги полугодия и   выбрали Лучшего уполномоченного по охране труда, которым стала диспетчер МСЦ-10 ОАО «ЭЗТМ» Кирюшина Л.Н..

Главной темой Форума стало социальное партнёрство в современных условиях. Мы уже говорили о нём здесь же в 2013 г., но с тех пор ситуация только усложнилась. Кризис  вызвал значительный  рост  потребительских  цен,  что вызвало резкое падение покупательной способности заработной платы. А работодатели вовсе не спешат с индексацией, мол, в кризисной ситуации нет финансовой возможности. При этом экономический анализ за последние четыре года показывает, что большая часть прибыли идёт на дивиденды акционерам. Так бедные из-за кризиса становятся ещё беднее, а богатые, несмотря на кризис, - ещё богаче. Ну и где здесь социальная справедливость?!

Подобная ситуация никак не устраивает профсоюз, как сторону, представляющую интересы работников. Поэтому мы и собрались, чтобы обменяться мнениями и поискать выход из тупика. (Символично, что и в рамках культурной программы мы выбрали экскурсию в пещеры Эмине-Баир-Хосар, где долго блуждали в потёмках между сталактитов и сталагмитов, но всё-таки вышли к свету. Вот так бы и в социальном партнёрстве).

В ходе дискуссий Круглого стола прозвучали разные мнения, но все сошлись в том, что камень преткновения в социальном партнёрстве - деньги. Зарплата – главный интерес работника, но она заложена в себестоимости продукции, и если повышать одну, вырастает и другая, а это снижает конкурентоспособность. Здесь сопротивление работодателей объяснимо, ведь главной задачей любого акционерного общества является извлечение прибыли. А как её делить – решают уже сами акционеры. Вот он конфликт интересов. Против личной выгоды найти мотивацию очень сложно, но и социальную ответственность бизнеса никто не отменял. Поэтому перспективным видится всё-таки более справедливое распределение прибыли.

Здесь первым делом важно знать, есть ли вообще прибыль или нет. Работодателя можно до мельчайших подробностей разглядеть в Интернете. На сайте Интерфакса есть совершенно легальный портал раскрытия корпоративной информации - www.e-disclosure.ru, где можно почерпнуть любые производственные и экономические показатели работы предприятий, а также решения акционеров.

Обычно прибыль есть, даже в кризис, и вот тут появляется тема для переговоров и можно наметить перспективные пути развития социального партнёрства:

Во-первых, необходима принципиальная и аргументированная позиция профсоюзных организаций в отстаивании интересов работников.

Во-вторых, нужно влиять на более справедливое распределение чистой прибыли предприятий, - не выплачивать дивиденды акционерам, пока не проведена индексация зарплаты работникам.

В-третьих, стремиться к введению на законодательном уровне социальной ответственности не только работодателей, но и собственников.

Таким образом, для того чтобы социальное партнёрство не буксовало, нужно повысить требовательность и к самим себе, и к партнёрам. 

 

V Молодёжная конференция МООПС машиностроителей

 

Молодёжные конференции МООПС машиностроителей традиционно получаются чрезвычайно насыщенными, разными и поэтому интересными, но V Конференция можно назвать уникальной. Дело в том, что на одной площадке собрались ключевые фигуры всех трёх структурных уровней молодёжной политики нашего профсоюза. Первичные профсоюзные организации представляли лидеры молодёжных советов крупнейших предприятий отрасти: «Коломенский завод», «Метровагонмаш», «ЗиО-Подольск» и «Ленинградский Металлический завод». За Молодёжный совет Мособкома говорил ведущий Конференции Станислав Буртасов. Верхний уровень представлял Председатель Молодёжного совета ЦК - наш Дмитрий Толстенёв. Кроме того, и председатель профсоюза Шатохин Н.П., и председатели обкомов, и ППО были здесь же, и каждый сказал своё авторитетное слово.

Рассмотрели системный подход Мособкома в организации работы с молодёжью, текущие мероприятия плана работы 2016 г., а также общую динамику молодёжного профчленства. Профактив молодых машиностроителей Московской области сумел весьма эффективно проявить себя в разных сферах профсоюзной работы. В частности, показательным примером подготовки кадрового резерва является то, что наши крупнейшие первички не только на Конференции, но и на всём Форуме представляли именно молодые профлидеры.

Выступление Дмитрия Толстенёва от имени Молодёжного совета ЦК прозвучало весьма драматично. Он говорил не только о достижениях, но и о проблемах.  Дело в том, что сегодня Молодёжный совет ЦК вместе со всем профсоюзом и со всей отраслью переживают кризис, однако у истории молодёжного движения в профсоюзе машиностроителей РФ есть свои славные страницы, есть структура и нормативно-правовая база, есть традиции и запас прочности, но само главное – есть сама молодёжь, поэтому есть уверенность, что движение не остановится, и история будет продолжаться.

Он также сказал, что на современном этапе в условиях дефицита финансовых и организационных ресурсов молодёжной политике необходим особый импульс. Его вполне может дать грядущее объединение профсоюзов. Это нужно иметь в виду, но не просто ждать, а продолжать работать на всех уровнях.

В формате круглого стола молодые профлидеры по очереди  представили отчёты о проводимой работе в своих организациях, а также о выполнении молодёжных разделов коллективных договоров. Есть, о чём рассказать и чему поучиться друг у друга.

В ходе обсуждений  сделан ряд интересных выводов:

- Профсоюз работе не помеха. Элита молодёжного профактива успешно самореализуется в своей основной специальности, - это настоящие профессионалы.

- Молодёжные профсоюзные структуры (комиссии, советы) на «ЗиО-Подольск» и «ЛМЗ» оказались значительно жизнеспособнее, чем аналогичные ячейки под эгидой работодателя, а на «Коломенском заводе» и «Метровагонмаш» профком вообще является единственным инициатором и куратором молодёжной политики.

- Даже при общем спаде, активность на местах остаётся достаточно стабильной. Значит система сработала и компенсировала недостаток тяги! Сейчас в молодёжной политике как в электропоезде произошла ротация моторных вагонов, и весь состав вперёд тянет не «головной», а «хвостовой». Произошла своего рода инверсия, и молодёжное движение не останавливается. В профсоюзе создана надёжная структура, и она работает в верном направлении, несмотря на кризис!