Industry 4.0 промышленная революция, происходящая на наших глазах

12.01.2016, сайт Глобального союза IndustriALL

 

Мир обрабатывающей промышленности готовится испытать сдвиг поистине сейсмического масштаба. Есть мнение, что мы переживаем четвертую промышленную революцию, которая полностью преобразит процесс изготовления промышленных изделий. И ее последствия для трудящихся будут огромными.

 

Термин Industry 4.0 (Промышленность, версия 4.0) впервые появился в Германии в 2011 году; он использовался для описания процесса компьютеризации промышленного производства, который рассматривался многими как четвертая промышленная революция.

Первая промышленная революция, начавшаяся в конце 18-го века, была связана с появлением промышленного производства, в котором использовались машины и механизмы, приводимые в движение с помощью воды и пара. Вторая датируется началом 20-го века, когда появились линии массового производства, работающие на электроэнергии. Третья наступила с переходом производства от аналоговых и механических технологий к электронному оборудованию и цифровым технологиям, который начался в 70-х годах прошлого столетия.

Четвертая промышленная революция, или Industry 4.0, использует смарт-технологии и данные в реальном времени для повышения производительности труда и снижения производственных затрат.

На «смарт»-заводах промышленное оборудование, складские системы и производственные процессы способны самостоятельно выполнять сложные задачи, общаться между собой, обмениваясь информацией и выдавая друг другу команды и инструкции, совершенно не требуя участия человека.

Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2015 года, канцлер Германии Ангела Меркель назвала Industry 4.0 тем образом действий, который «позволяет нам оперативно реализовать слияние мира онлайн-технологий с миром промышленного производства».

Industry 4.0 в огромной степени зависит от Интернета Вещей – объектов, оснащенных соответствующей технологией, способных обмениваться информацией с IT-системами и обнаруживаться с помощью сенсоров.

Столь же существенную роль играет реализация компьютерных расчетов в удаленном (облачном) режиме (система Cloud), которая позволяет поддерживать работу миллиардов установленных сенсоров и приборов и обрабатывать весь поток информации или данных, который они генерируют.

Новые шаги в развитии аналитической обработки данных означают появление мощных программных продуктов, способных анализировать всю эту информацию (или Большие Данные, Big Data), поступающую от производственных систем в реальном времени. Это дает огромные преимущества транснациональным компаниям, открывая им доступ к получению посекундной информации о производстве на всем протяжении их цепочек поставок. Это также позволяет компаниям более оперативно реагировать на формирующиеся в бизнесе тенденции и более эффективно планировать свою деятельность, опираясь на более точные прогнозы.

Кроме того, развитие технологий трехмерной печати потенциально способно привести к резкому снижению затрат на НИОКР и даже полностью свести на нет потребность в предприятиях, занимающихся опытно- конструкторскими разработками.

 

Но что же, в конечном счете, все это означает для трудящихся?

 

Компьютеризация, несомненно, приведет к созданию новых рабочих мест, но в других секторах экономики. И по мере того как роботы станут выполнять все более сложные задачи, а машины будут все шире контролировать работу друг друга, не снизится ли потребность в рабочих руках? «Мы пока не знаем, как все это на самом деле повлияет на ситуацию, – говорит Кристиан Бранкхёрст из немецкой членской организации IG Metall, который выступил по этой теме на недавней встрече рабочей группы по автомобильной промышленности в Торонто.

– Наряду с некоторыми эргономическими улучшениями для рабочих, связанными с тем, что выполнение повторяющихся и трудоемких задач отойдет к роботам, работникам придется в спешном порядке осваивать новые навыки, чтобы не отстать от смарт-заводов».

В автомобильном секторе компьютерно- интеллектуальными становятся не только методы производства; подключенные к сети и автономно работающие автомобили способны со своей стороны трансформировать всю отрасль и саму концепцию вождения.

«Возможно, появится много требующих высокой квалификации рабочих мест в области планирования, конфигурирования и технического обслуживания новых технологий, но низкоквалифицированные работники могут оказаться в проигрыше», – отмечает Бранкхёрст.

Смарт-технологии и смарт-системы могут также привести к широкому распространению практики управления и контроля за поведением и продуктивностью работников. Смарт-заводы предполагают предъявление повышенных требований к гибкости условий труда каждого отдельного работника, поэтому прогнозируется рост неустойчивых форм занятости.

Профсоюз IG Metall в настоящее время информирует советы предприятий о грядущих переменах, он также приступил к изучению их последствий для работников отрасли. «На данном этапе мы как профсоюз стараемся повлиять на течение переходного периода, в ходе которого эти новые технологии укореняются в автомобильной промышленности», – отмечает Бранкхёрст.

Тем временем производитель мобильных телефонов iPhone компания Foxconn, в которой трудятся 1,2 миллиона человек, объявила, что в течение следующих пяти лет роботы заменят 30 процентов работников компании, обслуживающих производственные линии.

Кан Мацузаки, директор IndustriALL по сектору ИКТ, электротехники и электроники, отмечает:

«Industry 4.0 будет проникать в самые разные отрасли промышленности быстрее, чем мы можем себе представить. Профсоюзы должны быть готовы к очень серьезным последствиям этого процесса для занятости, условий труда и соблюдения прав трудящихся и сосредоточиться на работе по реализации концепции «справедливого перехода».

 

На заводе в Японии бок о бок с людьми работают гуманоидные роботы.

Фото Reuters/Иссей Като