ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕЛЬ №9

СЕНТЯБРЬ 2016 г.

 

Уважаемые машиностроители!

 

50 лет назад – 15 августа 1966 года  Президиумом Верховного Совета СССР был установлен профессиональный праздник – «День машиностроителя» и его статус, далее неоднократно подтверждался Верховным Советом СССР и Указом Президента России, учитывая значимость машиностроения для экономики страны.

Центральный комитет профсоюза машиностроителей РФ поздравляет членов профсоюза,  работников предприятий и организаций машиностроительного комплекса с Юбилейным профессиональным праздником – Днем машиностроителя!

В текущем году многие трудовые коллективы машиностроителей испытывали серьезные социально- экономические и финансовые проблемы, связанные как с негативными факторами от продолжающихся финансово-экономических международных санкций, резкого снижения доходов России от нефтегазовых ресурсов, проблемами, связанным с вхождением в ВТО из-за невысокой конкурентности многих видов отечественной продукции, недостаточности у хозяйствующих субъектов собственных оборотных средств, а также в связи с наличием серьезных недостатков в организации производства и выпуска высококонкурентной продукции.

Несмотря на имеющиеся сложности в I полугодии 2016 года, индекс промышленного производства по машиностроительному комплексу после длительной стагнации превысил показатель того же периода прошлого года и составил 100,4%. Причем по многим основным видам машиностроительной продукции, в том числе турбинам газовым, комбайнам зерноуборочным, станкам металлорежущим, автокранам, тепловозам, маневренным и промышленным вагонам, вагонам  грузовым магистральным и метрополитена и другим увеличение производства было более значительным.

Увеличилась средняя заработная плата по основным видам экономической деятельности, в которых в основном трудятся машиностроители, она составила от 30 тыс.рублей до 40 тыс.рублей.

Однако это не должно успокаивать организации профсоюза машиностроителей РФ, которые объективно отмечают, что большинство машиностроителей не настроено оптимистично в связи с опережающим ростом цен и, прежде всего, на товары и услуги первой необходимости, над ростом заработной платы; введением повышенных выплат и налогов на ЖКУ и  на недвижимость по кадастровой стоимости; недоиндексацией размеров пенсий от роста величины инфляции, расширением платности за образовательные и медицинские услуги и т.п.

И чтобы минимизировать эти негативные социально-экономические факторы и процессы профсоюзу и его организациям необходимо использовать все имеющиеся возможности от социального партнерства с работодателями и соответствующих госорганов до профсоюзных акций, в том числе по отстаиванию права на «Достойный труд», оказывать влияние на кандидатов, баллотирующихся на избрание в Государственную Думу Федерального собрания РФ и региональные законодательные органы.

Накануне  профессионального юбилейного праздника желаем машиностроителям и членам профсоюза больше оптимизма и радостных событий в жизни, здоровья и благополучия, а их трудовым коллективам – успешной финансово-хозяйственной деятельности и реализации намеченных социально-экономических проектов. Профсоюзным организациям – конструктивного социального партнерства и успехов в отстаивании требований по достижению показателей «Достойного труда».

 

 

Центральный комитет

Профсоюза машиностроителей РФ

 

В ЭТОМ НОМЕРЕ:

В ПРОФСОЮЗЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РФ

- об Отраслевом соглашении на 2017 - 2019 г.г.;

- информация из профорганизаций;

В ФНПР

- материалы Исполкома ФНПР.

    В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ

    - о переносе выходных дней в 2017 г.;

    - из интервью Главы Минпромторга России Д.Мантурова об импортозамещении и экспорте.

      ОБЪЯВЛЕНИЯ, КОНСУЛЬТАЦИИ

    -  о динамике занятости населения и безработице, в т.ч. среди молодежи в России;

    - о некоторых социально-экономических показателях в I полугодии  2016 г.

 

 

В ПРОФСОЮЗЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РФ

 

Об Отраслевом соглашении на период 2017-2019 годы

 

27 июля 2016 года Федеральной Службой по труду и занятости (Роструд) зарегистрировано Соглашение о внесении изменений в Отраслевое соглашение по машиностроительн6ому комплексу Российской Федерации на 2014-2016 годы и продлении срока его действия с   учетом внесенных изменений на период 2017-2019 годов.

Регистрационный номер 8/17-19.

Уведомление о регистрации и само Соглашение размещены на сайте Профсоюза машиностроителей РФ – http/www.rosprofmash.ru

ЦК профсоюза машиностроителей РФ предлагает профорганизациям использовать его в практической деятельности, в том числе для ведения переговоров с работодателями при заключении КД и (или) внесении изменений и дополнений в них.

 

Информация из профорганизаций

 

Бугульма (Респ.Татарстан). Первичная профсоюзная организация ОАО «Бугульминский электронасосный завод» 30 июня т.г. заключила с работодателем очередной Коллективный договор сроком на 1,5 года, до конца 2017г.

Конференция работников завода, в котором 98,6% работников являются членами профсоюза машиностроителей РФ, проходила в актовом зале. Заключению Коллективного договора предшествовала большая работа двухсторонней комиссии по подготовке проекта КД, в которую со стороны работников входили председатель Рескома профсоюза машиностроителей РФ Павлова Л.П., главный правовой инспектор Рескома профсоюза Лобачев И.И., председатель ППО и члены профкома ППО.

Новый колдоговор составлен с учетом результатов специальной оценки условий труда (СОУТ), проведенный 2015-2016гг. Также, в новом колдоговоре проиндексированы суммы социальных выплат и запланирована индексация заработных плат работников завода. Заключенный коллективный договор зарегистрирован в центре занятости и вступил в силу, он будет способствовать крепкому социальному партнерству на ОАО «БЭНЗ» в работе по улучшению экономического положения завода в условиях промышленного кризиса.

Екатеринбург. 18 июля 2016 года Генеральный директор Уральского турбинного завода И. Сорочан провел рабочее совещание с профсоюзным активом и представителями трудовых коллективов подразделений предприятия.

Такие встречи по итогам работы проходят регулярно, раз в квартал. В этот раз был изменен формат мероприятия - генеральный директор общался с профсоюзным активом один, без других руководителей предприятия, что способствовало более открытому и непринужденному диалогу. Разговор шел, что называется, «о наболевшем» - о текущей ситуации на заводе. И. Сорочан рассказал, что происходит сейчас, что ожидает предприятие в ближайшей перспективе. Отметил, что предприятие работает стабильно, выполняет свои обязательства перед заказчиками, перед персоналом по выплате заработной платы, а также перед государством в виде выплат различных налоговых платежей и сборов. На 2016-2017 годы у предприятия достаточная загрузка, но с учетом экономической ситуации необходимо заниматься оптимизацией затрат по следующим трем направлениям:

1. Экономия материальных ресурсов, учитывая, в первую очередь, высокую  стоимость закупаемых материалов, в т.ч. импортного производства.

2. Оптимизация структуры управления при сохранении  основного производственного и инженерно-конструкторскго персонала и учетом необходимости укрепления профессиональными кадрами.

3. Экономия энергоресурсов за счет мероприятий по концентрации производства, высвобождению неэффективно используемых производственных площадей, что позволит сократить издержки при транспортировке и перемещении, а также затраты на содержание.

Он подчеркнул, что при всем этом сейчас необходимо вести активную работу по контрактации на 2018-2019 годы. Это прямая ответственность администрации, службы по продажам и службы технического директора.

В заключение профсоюзные активисты высказали предложения по актуализации системы премирования и другим проблемам, волнующим рядовых сотрудников. Генеральный директор заверил, что все предложения будут обязательно рассмотрены и проработаны.

 

 

 

 

 

Нижний Новгород. 26 июля 2016 года Президиум Нижегородского обкома Профсоюза машиностроителей РФ на своём заседании рассмотрел вопрос: «О ходе выполнения постановлений профсоюза машиностроителей по финансовой политике и сметы профбюджета за первое полугодие 2016 года».

На областной школе профсоюзного актива Шмелёва Н.К. – член центральной ревизионной комиссии профсоюза, провела занятие по теме: « Финансовая политика профсоюза машиностроителей и её реализация в первичных организациях области».

- х -

23 июля т. г. в г. Выкса Нижегородской области прошло первенство ПАО «Завод корпусов» по мини-футболу, приуроченное к профессиональному празднику День машиностроителя. Участвовало 5 команд. Победителю вручен переходящий кубок.

 

 

 

 

 

 

Подольск (Московская обл.). 21 июля т.г. на стадионе «Пламя» состоялся финал традиционного первенства по мини-футболу среди работников подразделений ПАО «ЗиО-Подольск», организованный администрацией и профсоюзным комитетом ППО предприятия, посвященного 85-летию заводской газеты «Знамя труда».

Игра проходила в 2 этапа: за III и IVместо играли команды цеха №3 и инженерного центра, а за I и II место боролись команды АО «Опыт» и цеха № 16.

Победителями, занявшими I, II и  III место стали соответственно команды АО «Опыт», цеха № 16 и цеха №3.

Участников футбольного турнира награждали председатель профорганизации Ю.Сидоров и начальник отдела корпоративных коммуникаций О.Баранова, которые вручили отличившимся командам и игрокам памятные дипломы, кубки, призы и премии.

Многочисленные зрители активно болели за свои команды и поддерживали своих различными «кричалками».

 

 

В   Ф Н П Р

 

Материалы заседания Исполкома ФНПР от 20 июля 2016 г., не вошедшие в Информационный бюллетень № 8 (2016 г.).

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИСПОЛКОМА ФНПР  от 20.07.2016 г.

 

О порядке и формах отчетности Федерации Независимых

Профсоюзов России по итогам коллективно-договорной кампании

 

В целях совершенствования порядка ежегодного подведения итогов коллективно-договорной кампании Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

1. Утвердить доработанные на основании предложений членских организаций ФНПР порядок (приложение № 1) и формы (приложение № 2) представления сведений об итогах коллективно-договорной кампании, а также рекомендации по подготовке информационной записки к отчёту (приложение №3).

2. Членским организациям ФНПР направить в свои организации утверждённые порядок и формы представления сведений об итогах коллективно-договорной кампании, рекомендации по подготовке информационной записки к отчёту.

3. Аппарату ФНПР обобщать итоги коллективно-договорной кампании в срок до 01 марта года, следующего за отчётным.

4. Департаменту общественных связей Аппарата ФНПР разместить утвержденные формы отчетности об итогах коллективно-договорной кампании на официальном сайте ФНПР www.fnpr.ru.

 

Приложение № 1

к постановлению Исполкома ФНПР

от 20.07.2016  № 5-5

 

Порядок

представления сведений об итогах коллективно-договорной кампании

 

Форма КДК-1

Сведения по форме заполняются руководителем первичной профсоюзной организаций и представляются не позднее 01 февраля года, следующего за отчётным, в вышестоящую профсоюзную организацию (в территориальную организацию профсоюза).

 

Форма КДК-2

Сведения по форме заполняются руководителем территориальной организации профсоюза и представляются не позднее 15 февраля года, следующего за отчётным, в вышестоящий общероссийский (межрегиональный) профсоюз и в территориальное объединение организаций профсоюзов.

На основе сведений, полученных от территориальных организаций профсоюза, общероссийский (межрегиональный) профсоюз готовит сводный отчёт по форме. Сведения по форме заполняются руководителем общероссийского (межрегионального) профсоюза и представляются в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР не позднее 01 марта года, следующего за отчётным.

 

Форма КДК-3

Сведения по форме заполняются руководителем территориального объединения организаций профсоюзов на основе сведений, полученных от территориальных профсоюзных организаций, и представляются в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР не позднее 01 марта года, следующего за отчётным.

 

Информационная записка

 

Вместе с соответствующей формой территориальная организация профсоюза, общероссийский (межрегиональный) профсоюз и территориальное объединение организаций профсоюзов представляют развёрнутую информацию об итогах коллективно-договорной кампании в отчётном году и о ходе выполнения соглашений и коллективных договоров, подготовленную в соответствии с утвержденными рекомендациями.

 

 

 

Приложение № 2

к постановлению Исполкома ФНПР

от 20.07.2016  № 5-5

 

Форма КДК-1

ОТЧЁТ

об итогах коллективно-договорной кампании в организации

за   _____   год

(по состоянию на 31 декабря _________ года)

__________________________________________________________________

(название первичной профсоюзной организации)

__________________________________________________________________

(принадлежность к профсоюзу)

 

 

№ строки

Поле для заполнения

1.     Форма собственности организации:

·           государственная/муниципальная

101

 

·           негосударственная

102

 

2. Организация относится к субъектам малого    предпринимательства

201

 

3. Численность работников в организации

301

 

4. Численность членов профсоюза в организации

401

 

5. Распространяется ли на организацию действие отраслевого соглашения

·         заключенного на федеральном уровне

501

 

·         заключенного на региональном уровне

502

 

·         заключенного на территориальном уровне

503

 

6. Распространяется ли на организацию действие соглашения:

·         регионального трёхстороннего

601

 

·         территориального  трёхстороннего

602

 

·         регионального о минимальной заработной плате

603

 

7.     Наличие иных соглашений по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений

701

 

8[1]. Наличие коллективного договора

801

 

·         коллективный договор прошёл уведомительную регистрацию в органе по труду

802

 

9[2].Год заключения и срок действия коллективного договора

·         год заключения действующего договора (в формате ГГГГ)

901

 

·         срок действия договора (длительность в годах)

902

 

·           в отчётном году продлён срок действия  договора, заключённого ранее

903

 

10[3]. Представители работников при проведении коллективных переговоров по заключению организацией коллективного договора

·         первичная профсоюзная организация

1001

 

·         единый представительный орган

1002

 

·         иные представители работников

1003

 

11. Наличие неурегулированных разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров и оформленных в виде протокола разногласий

1101

 

11.1. Вопросы, внесённые в протокол разногласий (заполняется в случае наличия протокола разногласий).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

         

 

12. Наличие в коллективном договоре положений, устанавливающих

·         минимальную заработную плату в организации на уровне не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения

1201

 

·         порядок индексации заработной платы в организации

1202

 

13. Причина отсутствия коллективного договора (заполняется в случае отсутствия в организации коллективного договора).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

По поручению Профсоюза

___________________

____________________

_____________

должность

ФИО

подпись

 

«     » ______________ 20 ____года

(дата заполнения)

 

в начало

 

 

Форма КДК – 2

 

ОТЧЁТ

об итогах коллективно-договорной кампании

в общероссийском (межрегиональном) профсоюзе

(в территориальной организации профсоюза) за   ______   год

(по состоянию на 31 декабря _______ года)

 

________________________________________

(название профсоюза/территориальной организации профсоюза)

                                                                                                       

Раздел  I

 

 

№ строки

 

 

Всего

в том числе на предприятиях (в организациях)

по формам собственности

государственная/муниципальная

негосударственная

1

2

3

4

5

Количество первичных  профсоюзных организаций, входящих в общероссийский (межрегиональный) профсоюз

01

 

 

 

● в том числе созданных в субъектах малого предпринимательства

01.1

 

 

 

Количество первичных профсоюзных организаций, где не заключён колдоговор (не распространяется действие иных колдоговоров)

02

 

 

 

● в том числе созданных в субъектах малого предпринимательства

02.1

 

 

 

Количество колдоговоров в общероссийском (межрегиональном) профсоюзе,  всего

(сумма строк 03.1, 03.2, 03.3)

в том числе:

03

 

 

 

● колдоговоров, заключённых в отчётном году

03.1

 

 

 

● колдоговоров, заключённых в предыдущие годы

03.2

 

 

 

● колдоговоров, действовавших в предыдущие годы и продлённых на новый срок в отчётном году

 

03.3

 

 

 

Количество колдоговоров, прошедших уведомительную регистрацию

04

 

 

 

Количество колдоговоров, в которых установлена минимальная заработная плата в организации на уровне не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения

05

 

 

 

Количество колдоговоров, в которых установлен порядок индексации заработной платы в организации

06

 

 

 


 

Раздел  II

 

 

№ строки

Всего

Количество соглашений, всего (сумма строк: 07.1-07.3)

из них

07

 

  • федеральных отраслевых соглашений

07.1

 

  • отраслевых, заключенных на региональном уровне

07.2

 

  • отраслевых, заключенных на территориальном уровне

07.3

 

Количество иных соглашений по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений

08

 

Количество организаций, в которых действуют организации профсоюза и которые не присоединились к федеральному отраслевому соглашению

09

 

Численность работников организаций, в которых действуют организации профсоюза, всего

в том числе на которых распространяется действие:

10

 

  • колдоговоров

10.1

 

  • федеральных отраслевых соглашений

10.2

 

  • отраслевых соглашений, заключенных на региональном уровне

10.3

 

  • отраслевых соглашений, заключенных на территориальном уровне

10.4

 

Численность работающих членов профсоюза, всего:

в том числе на которых распространяется действие

11

 

  • колдоговоров

11.1

 

  • федеральных отраслевых соглашений

11.2

 

  • отраслевых соглашений, заключённых на региональном уровне

11.3

 

  • отраслевых соглашений, заключённых на территориальном уровне

11.4

 

 

Руководитель профсоюза/ территориальной организации профсоюза

 

_______________________

_____________________________

____________________

должность

ФИО

подпись

«     » ______________ 20 __ года

(дата заполнения)

 

в начало

 

 

Форма КДК – 3

ОТЧЁТ

об итогах коллективно-договорной кампании

в территориальном объединении организаций профсоюзов за  _____  год

(по состоянию на 31 декабря _______ года)

_______________________________________________________________

(название территориального объединения организаций профсоюза)

 

Раздел  I

 

 

№ строки

 

Всего

в том числе на предприятиях

(в организациях)

по формам собственности

государственная/муниципальная

негосударственная

1

2

3

4

5

Количество первичных профсоюзных организаций 

01

 

 

 

в том числе созданных в субъектах малого предпринимательства

01.1

 

 

 

Количество первичных профсоюзных организаций, где не заключён колдоговор (не распространяется действие иных колдоговоров)

02

 

 

 

в том числе созданных в субъектах малого предпринимательства

02.1

 

 

 

Количество колдоговоров, всего:

(сумма строк 03.1, 03.2, 03.3)

в том числе:

03

 

 

 

·         колдоговоров, заключённых в отчётном году

03.1

 

 

 

·         колдоговоров, заключённых в предыдущие годы

03.2

 

 

 

·         колдоговоров, действовавших в предыдущие годы и продлённых на новый срок в отчётном году

03.3

 

 

 

Количество колдоговоров, прошедших уведомительную регистрацию

04

 

 

 

Количество колдоговоров, в которых установлена минимальная заработная плата в организации на уровне не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения

05

 

 

 

Количество колдоговоров, в которых установлена индексация заработной платы в организации

06

 

 

 

 

Раздел  II

 

 

№ строки

Всего

Количество соглашений, всего (сумма строк 07.1 – 07.3)

из них:

07

 

  • региональных трёхсторонних

07.1

 

  • территориальных трёхсторонних

07.2

 

  • о региональной минимальной заработной плате

07.3

 

Наличие иных соглашений по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений

08

 

Количество организаций, в которых действует соглашение о минимальной заработной плате

09

 

Численность работников организаций, в которых действуют организации профсоюза, всего:

в том числе на которых распространяется действие:

10

 

  • колдоговоров

10.1

 

  • региональных трёхсторонних соглашений

10.2

 

  • территориальных трёхсторонних соглашений

10.3

 

  • соглашения о региональной минимальной заработной плате

10.4

 

Численность работающих членов профсоюза, всего:

в том числе на которых распространяется действие:

11

 

  • колдоговоров

11.1

 

  • региональных трёхсторонних соглашений

11.2

 

  • территориальных трёхсторонних соглашений

11.3

 

 

 

 

Руководитель территориального

объединения организаций профсоюзов

 

 

_______________________

_____________________________

____________________

должность

ФИО

подпись

 

«     » ______________ 20 __ года

(дата заполнения)

 


 

в начало

 

Приложение № 3

к постановлению Исполкома ФНПР

от 20.07.2016  № 5-5

 

Рекомендации по подготовке информационной записки

 

Территориальная (межрегиональная) организация профсоюза, общероссийский (межрегиональный) профсоюз и территориальное объединение организаций профсоюзов представляют вместе с соответствующей формой отчётности развернутую информацию об итогах коллективно-договорной кампании в отчётном году и о ходе выполнения соглашений и коллективных договоров в соответствии с данными рекомендациями.

1. Информационная записка должна содержать:

- информацию о выполнении действовавших в отчётном году соглашений[4] и коллективных договоров;

- информацию о ходе проводимых в отчётном году коллективных переговоров;

- информацию о содержании заключённых в отчетном году соглашений  и коллективных договоров.

2. При подведении итогов выполнения действовавших в отчётном году соглашений и коллективных договоров необходимо дать общую оценку итогам, указать на трудности с реализацией отдельных положений соглашений (коллективных договоров), причины невыполнения или неполного выполнения обязательств, а также определить ключевые проблемы защиты социально-трудовых прав работников, с которыми сталкивается членская организация ФНПР и (или) её структуры.

Отчёт о выполнении соглашений (коллективных договоров) может иметь следующую структуру:

обязательства в области экономической политики;

обязательства в области оплаты труда;

обязательства в области содействия занятости;

обязательства в области защиты социальных прав работников и обеспечения их социальными гарантиями;

обязательства в области охраны труда;

обязательства в области гарантий профсоюзной деятельности и повышения статуса профсоюзов.

3. Информацию о ходе коллективных переговоров целесообразно разделить на информацию, касающуюся локального уровня социального партнёрства и касающуюся иных уровней.

Отчёт о коллективных переговорах на локальном уровне социального партнёрства может включать себя информацию по следующим вопросам:

участие иных представителей работников в коллективных переговорах;

практика продления срока действия коллективных договоров;

практика внесения изменений в действующие коллективные договоры;

основные разногласия в ходе коллективных переговоров по вопросу содержания коллективных договоров;

осуществляемая экспертиза и практика уведомительной регистрации заключаемых коллективных договоров;

причины отсутствия коллективных договоров в организациях, где созданы первичные профсоюзные организации;

практика оказания помощи вышестоящими организациями профсоюзов и содействия заключению коллективных договоров;

проводимые конкурсы на определение лучших коллективных договоров и пр.

Отчёт о коллективных переговорах на иных уровнях социального партнёрства может включать себя информацию по следующим вопросам:

условия, которые оказали влияние на ход коллективных переговоров;

практика работы комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

проблемы разработки проектов и заключения соглашений, степень учёта предложений профсоюзов;

роль информационной деятельности профсоюзов при проведении коллективных переговоров и реализации соглашений (коллективных договоров).

4. При оценке содержания заключённых соглашений и коллективных договоров необходимо ориентироваться на определенные Исполнительным комитетом ФНПР задачи[5], в том числе по включению в соглашения и коллективные договоры конкретных обязательств, а также принятые ФНПР стандарты достойного труда.

При этом следует дать оценку, в какой степени удалось реализовать поставленные задачи при заключении коллективных договоров и соглашений.

 

 

в начало

 

 

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ

 

О переносе выходных дней в 2017 году

 

Правительством РФ принято постановление от 4 августа 2016 года № 756 «О переносе выходных дней в 2017 году» в целях рационального использования работниками выходных и не рабочих дней.

Перенести в 2017 году следующие выходные дни:

- с воскресенья 1 января на пятницу 24 февраля;

- с субботы 7 января на понедельник 8 мая.

Календарь праздничных дней в 2017 году.

Правительство утвердило календарь праздничных дней на 2017 год. В следующем году россияне будут отдыхать восемь дней на новогодних каникулах – с 31 декабря по 8 января.

На День защитника Отечества страна отдыхает четыре дня – с 23 по 26 февраля, но лишь один выходной 8 Марта. На майские праздники выходные продлятся три (с 29 апреля по 1 мая) и четыре дня (с 6 по 9 мая). Июньские праздники продлятся три дня – с 10 по 12 июня. И столько же ноябрьские – с 4 по 6  ноября.

С выходными совпали два праздничных дня: 1 и 7 января. Постановлением правительства они перенесены на февральские майские праздники. Всего в следующем году мы будем отдыхать 118 дней. Это на один день больше, чем в 2016 году. (Российская газета № 174 (7042) от 08.08.2016 года.

 

в начало

 

 

Из интервью Главы Минпромторга России Д.Мантурова

об импортозамещении и экспорте

(в сокращении)

 

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, о реализации стратегии импортозамещения по итогам 2015 года. В каких отраслях ее удалось реализовать, и получили ли мы на выходе какую-либо продукцию, которая в полной мере заместила бы импорт?

 

Давайте отделим программу импортозамещения от политики импортозамещения, которая проходила красной нитью через все программы и стратегии начиная еще с 2004 года. С учетом того, что в отраслевых планах представлена продукция, не имеющая аналогов, и ее нужно разрабатывать «с нуля», наиболее ощутимая отдача от реализуемых проектов будет в 2017–2018 годах. Тем не менее в совокупности с позитивным влиянием девальвации в ряде отраслей уже удалось превзойти целевые показатели 2015 года по снижению доли импорта. В тяжелом машиностроении (7%), фармацевтике (7%) и автопроме (4%) она сократилась в диапазоне 4–7% и более чем на 10% в транспортном (12%) и сельхозмашиностроении (12,5%), а также в строительно-дорожной технике (15,5%). Замещение по остальным секторам промышленности — на уровне плана или чуть лучше. А если говорить собственно о политике импортозамещения, то примеров отраслей, где она реализуется, очень много, от фармацевтики до авиапрома, не говоря про судостроение и автопром.

Когда мы, например, затрагиваем автопром, то 90% реализуемых на российском рынке автомобилей производятся на территории нашей страны — с тем или иным уровнем локализации. Что касается планов, которые были утверждены в прошлом году, мы запустили в работу порядка 900 проектов. И в этом году будет дополнительно дан старт еще более чем 400, в следующем — оставшимся, которые были отражены и зафиксированы в плане импортозамещения.

По прошлому году финансовые средства, которые были направлены из бюджета на эти проекты, составили 53 млрд руб. непосредственно из бюджета плюс 20 млрд руб. из Фонда развития промышленности, то есть общий объем инвестиций в реализацию этих проектов достиг 560 млрд руб.

Надо сказать, что все те индикаторы, все те задачи, которые мы ставили перед собой и предприятиями, которые декларировали свои намерения их реализовывать, были выполнены. И мы рассчитываем на то, что эта тенденция сохранится в будущем. И вот что меня убеждает в этом. Помимо финансовой поддержки мы оказываем предприятиям еще и нефинансовую поддержку за счет административных и регуляторных механизмов. Я имею в виду меры стимулирования, особенно через закон о стандартизации, который принят и вступает в силу. Мы сейчас это будем активно применять с учетом внесения изменений в ФЗ-44, который регламентирует госзакупки.

— Из бюджета мы запланировали в 2016 году направить на программу импортозамещения 70 млрд руб., в том числе финансирование из Фонда развития промышленности, который докапитализировали еще на 20 млрд руб. Сегодня все проекты, которые проходят через фонд, направлены так или иначе на цели импортозамещения.

Вопрос:

— Во второй половине 2014 года был заявлен план: 90% импорта, который у нас сейчас есть в станкопроме, сократится до 40% к 2025 году. Прошло два года, 90% остались, а станкостроители жалуются, что, хотя поддержка есть и сумма очень большая, делят ее на очень небольшие доли между всеми, что неэффективно. Почему так происходит?

— На сегодняшний день доля импорта сократилась ниже 80%, и мы видим, что больше половины предприятий вошли в активную фазу. Дальше всего продвинулась, по моему мнению, группа «Стан», которая последние три года консолидировала активы и скупала предприятия. Параллельно мы содействовали компании в разработке новых модификаций, моделей станков, обрабатывающих центров, и сегодня мы являемся свидетелями роста производства и спроса на нашу станкостроительную продукцию. Так, количество произведенных и реализованных «Станом» обрабатывающих центров возросло почти в 1,5 раза, что составило более 3,3 млрд руб. в денежном выражении. Выпущены пятиосевые фрезерные обрабатывающие центры с токарной функцией с размером стола до 2 м, токарно-фрезерные обрабатывающие центры и новая линейка высокоточных пятиосевых многофункциональных обрабатывающих центров портального типа с размером стола до 1,25 м.

Если брать статистику в целом, то по металлорежущим станкам за прошлый год рост составил хоть и немного, но 5% в количественном выражении. Если до этого мы видели тенденцию к снижению объемов производства, то в 2015 году наступил переломный момент за счет того, что сработали инструменты поддержки, которые реализовывались в предыдущие четыре года. Программа, которая реализовывалась еще в формате ФЦП, была нацелена на развитие технологического оборудования основных фондов: созданы новые модели станков, комплектующих, модули инженерного программного обеспечения и, конечно же, более технологичные обрабатывающие центры, рост по которым в прошлом году составил 60% в натуральном выражении (с 347 до 542 шт.). Глобально сейчас растет спрос на обрабатывающие центры. Мы движемся в этом тренде. При этом мы не забываем и про модернизацию станков, в которой у нас есть компетенции. В первую очередь речь идет о Коломенском заводе тяжелых станков, а также о Краснодарском заводе им. Седина, где по сей день сохранились компетенции с советских времен и есть потребность в поставке продукции не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Но невозможно заниматься всеми видами продукции: мы все-таки должны исходить из того, что имеет более массовый спрос. В эту нишу мы и направляем средства и ориентируем наши предприятия.

— Привлекаем иностранных инвесторов. Так DMG Mori в Ульяновске построил завод и перевел сюда выпуск целой линейки станков, которые не будут теперь производиться в Европе, а именно: универсальные токарные и фрезерные станки, обрабатывающие центры серии Ecoline. Но самое главное, о чем мы договорились с компанией, заключая специнвестконтракт (СПИК), это основание инжинирингового центра: наши российские разработчики будут участвовать в создании технологического оборудования на базе технологий, которые привносит немецко-японский концерн.

— Компания Claas уже вложила в предприятие €140 млн и планирует вложить еще 750 млн руб. Исходя из этой суммы, мы и подписали СПИК. Инвестиции в 750 млн руб. — нижняя планка, и мы готовы подписывать такие контракты при отсутствии или низком уровне конкуренции на рынке или при нехватке компетенций в этих направлениях. В случае с Claas ситуация следующая: в России есть крупный производитель комбайнов «Ростсельмаш». Мы заинтересованы в получении новых компетенций от Claas и создании второго мощного игрока для формирования здоровой конкуренции на российском рынке.

Вопрос:

— Можете ли назвать ключевые тезисы, на которых будет основана обновленная стратегия автопрома, которая должна появиться к осени? За счет чего будет выживать отрасль, переживающая падение третий год подряд?

— Главный ориентир для автопрома – это  глубокая локализация через создание производств комплектующих в России для того, чтобы хеджировать риски волатильности рубля. Хотя  в последний год наша валюта достаточно стабильна, но тем не менее.

— В прошлом году у нас было продано 1,6 млн машин — это достаточно большой объем, который позволяет поставщикам рассчитывать на достойное место на рынке. Некоторые автоконцерны пришли на наш рынок быстрее, чем за ними стали подтягиваться их комплектаторы. В то же время ряд производств компонентов, которые живут вместе с рынком и быстро локализовались, показывают рост (объем производства комплектующих для автомобилей за первое полугодие 2016 года в денежном выражении вырос на 9,7%, до 151 млрд руб.). Но мы хотим увеличить уровень присутствия автокомпонентщиков на российском рынке и готовы создавать для них дополнительные условия — в том числе и через СПИКи.

Один из стимулов для производителей автокомпонентов организовывать у нас в стране выпуск в секторе машиностроения в целом. Сегодня мы конкурентны с точки зрения условий, от коммунальных расходов до заработной платы. Экспорт машин в целом — это второе стратегическое направление. Цель — повысить его долю с 7,7% до 25% к 2025 году. Будем создавать для этого все условия. И третье — конечно же, нахождение оптимального баланса мощностей для того, чтобы компании были заинтересованы не просто в сохранении производств, а в дальнейшем их наращивании, для того чтобы удовлетворять спрос нашего рынка и экспорта. Вот эти направления мы будем в октябре вносить в правительство.

Вернусь к изначальному тезису по импортозамещению. Нужно разделить в целом подходы к импортозамещению. Мы же не ставим перед собой задачу заместить все. Иначе у нас было бы не 1730 проектов, а гораздо больше. Мы нацелены на импортозамещение в тех отраслях, где от этого заметен экономический эффект и где продукция не просто заточена на российский рынок или на рынок ЕАЭС, а имеет существенный экспортный потенциал. Именно такие проекты мы будем поддерживать в 20 отраслях, где сформирован план импортозамещения.

Второй аспект — это вопросы национальной безопасности. Мы исходим из того, что вне зависимости от политической конъюнктуры мы должны обеспечивать себя производством тех компонентов, той продукцией, которая сегодня закупается или закупалась на Украине. Поскольку у нас, по сути, остается полтора года, за это время мы закроем последний сегмент, в котором имели зависимость,— в части газотурбинного морского двигателя. Дальше то же самое по странам НАТО, где ввели определенные ограничения по поставке. Это тоже чувствительный аспект.

Итак, есть две составляющие: первое — это экономический эффект как позитивный стимул, второе — национальная безопасность. Есть сегменты на стыке между ними, где есть узкие места, например, оборудование для работы на шельфе. Конечно, эту проблему можно решать путем поставки оборудования из тех стран, которые не вводили для нас ограничения, но это будет не то оборудование, в котором есть необходимость. Но с учетом того, что в целом шельфовые проекты несколько смещаются  в свете экономической ситуации, по производству этого оборудования мы пошли путем создания собственной компетенции и из госпрограммы развития гражданской морской техники выделили отдельный сегмент, который заточен именно на оборудование для работы на шельфе. Это не только суда — это все, начиная от фланцев и заканчивая ПО. По этому направлению, во-первых, мы уже заложили почти 2 млрд руб. на эти два года, во-вторых, мы также ориентируем проекты Фонда развития промышленности под нефтегазовое оборудование.

— Если говорить о ГТД-110 - газовой турбиной большой мощности для электростанций,  которая разрабатывалась и производилась на НПО «Сатурн» и находится сейчас в опытной эксплуатации, мы подключили к этому вопросу абсолютно все институты, привлекли всю компетенцию в этой области. Думаю, что в ближайшее время мы выйдем на стабильную работу этих газовых турбин, для того чтобы не было нареканий и мы бы могли дальше запускать серию, поставляя не только в опытную эксплуатацию, но и потребителям — не только в России, но и за рубежом. Я просто подтверждаю, что мы не сняли вопрос с повестки дня и из отраслевой стратегии, рассчитываем, что это будет только началом. 110 МВт — первая ступень, дальше можно двигаться в сторону 130 МВт и 150 МВт.

Вопрос:

— Рассуждая об импортозамещении, вы говорили о том, что приоритетными являются отрасли, напрямую связанные с национальной безопасностью. А в авиации у нас есть прорывные успехи?

— Импортозамещение в авиации для нас действительно важно по ключевым сегментам оборонно-промышленного комплекса. Если говорить в приложении ко всем отраслям, то здесь нужно стремиться к созданию собственных продуктов, по ценовым и качественным характеристикам не уступающих иностранным аналогам. Именно на это ориентированы 20 отраслевых планов импортозамещения, сформированные в прошлом году.

Авиапром, это очень хороший пример того, насколько размыты границы производства высокотехнологичной продукции. Главная задача в гражданском авиапроме — создавать конкурентоспособные на мировом рынке самолеты и вертолеты, привлекательные и для России, и для зарубежных авиакомпаний. Иначе производство воздушных судов не имеет шансов на рентабельность. Сегодня ни одна авиационная держава не обходится без очень глубокой интеграции в международную кооперацию. Технологические и финансовые риски авиационных программ настолько велики, что производители вынуждены искать партнеров по всему миру.

Могу сказать, что ряд российских поставщиков сильно прибавили и в технологиях, и в качестве. В частности, они выражают намерение производить комплектующие для SSJ 100. Для них участие в кооперации по нашему ближнемагистральному самолету — возможность доказать свою конкурентоспособность и стать частью международных проектов.

Хотя более четко обозначить возможности в гражданской авиации сможет МС-21, доля российских комплектующих в котором в целом будет больше, чем в SSJ 100. Все ключевые компетенции будут российскими — это разработка и производство самолета, системная интеграция, а двигатель для МС-21 будет определять заказчик, на выбор будет предлагаться как российская, так и американская установка. Российский двигатель ПД-14 сейчас в стадии интенсивных испытаний.

Вопрос:

— Какие именно импортозамещающие проекты реализованы в сфере радиоэлектроники? Как при этом повысилась эффективность — удалось добиться экономии ресурсов, создать новые рабочие места?

— Проектов достаточно много. Отмечу лишь часть из них, которые мы считаем наиболее прорывными. К примеру, российские разработчики создали мультипротокольный маршрутизатор, не уступающий аналогу, производимому американскими Cisco Systems и Juniper Networks. Есть у нас неплохие достижения в сегментах оборудования систем широкополосного беспроводного доступа, пакетной передачи голоса, инфраструктуры построения технологической линии микроэлектронных производств. Могу сказать, что только в рамках данных проектов до стадии опытного производства и реализации малой серии изделий доведено свыше 10 технологий мирового уровня, создано около 100 рабочих мест. Наверное, это не так много, но совсем недавно у нас вовсе не было поводов для гордости в гражданской радиоэлектронике.

Если брать отдельно микроэлектронику, то здесь мы рассчитываем на существенный рост компетенций наших производителей благодаря участию в масштабном проекте по выпуску платежных карт «Мир». До конца 2018 года планируется выпустить свыше 35 млн. таких карт, оснащенных чипами российского производства. Важно, что весь этот объем наши производители способны потянуть самостоятельно.

Мы прорабатываем и ряд других подобных проектов, суммарная выручка от которых к 2022 году может составить более 105 млрд. руб. Например, выпуск электронных документов: паспортно-визовых документов нового поколения для нужд МВД России и персональной карты — электронного жетона военнослужащего для Минобороны и МЧС.

 

в начало

 

 

КОНСУЛЬТАЦИИ, ОБЪЯВЛЕНИЯ

 

О динамике состояния занятости населения и безработице,

в т.ч. среди молодежи, в России

 

Материал подготовлен для использования в практической деятельности, в том числе при ведении социального диалога в партнерами.

 

2013

2014

2015

I полугодие

2016 г.

Уровень занятости

(занятые в возрасте 15-64 год, в % к численности населения в соответствующем возрасте)

68,8

69,3

69,3

65,9(июнь)

Уровень безработицы

(безработные в возрасте 15-64 года, в % к численности экономическим

активного населения)

5,5

5,2

5,6

5,8

Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 года

 

13,8

13,7

16,9

23,7 (июнь)

Численность безработных, зарегистрированных в госслужбах занятости (тыс.) и в % к экономически активному населению

918/1,2

883/1,2

1001/1,3

967,8

             

 

В соответствии с рекомендациями 19-ой  Международной конференции статистиков труда (2013 г.) начался поэтапный переход на новые стандарты получения показателей, характеризующих положение дел на рынке труда. Статслужба перешла от учета численности «экономически активного населения» к учету численности рабочей силы.

В состав этих показателей включаются численность занятых в экономике и безработных. Одним из основных отличий показателя «рабочей силы» от «экономически активного населения» является то, что из состава занятых, входящих в рабочую силу, исключаются лица, занимающиеся трудовой деятельностью по производству товаров и услуг для собственного использования.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,3 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июня 2016 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 968 тыс.человек, что на 4,1% меньше по сравнению с маем и на 0,6% - по сравнению с июнем 2015 года.

К безработным – в соответствии с рекомендациями МОТ относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (от 15 до 70-75 лет и старше), которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском (как правило, в течение четырех последних  недель) с помощью служб занятости и ли самостоятельно и были готовы приступить к ней незамедлительно или в течение периода, определенного национальным  законодательством. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды в соответствии с методологией МОТ учитываются в качестве безработных, если они  занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Однако в соответствии с национальным законодательском им не присваивается официальный статус безработного. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения/рабочей силы.

 

в начало

 

 

Уровень безработицы (в среднем за период; в %)

 

2015

2015

2016

I

квартал

II

квартал

III

квартал

IV

квартал

I

квартал

II

квартал

5,7

5,6

5,3

5,7

5,6

5,9

5,8

 

Численность безработных, зарегистрированных в службах

занятости в июне 2016 года (на конец месяца)

 

Численность безработных

Удельный вес без-

работных в числен-

ности экономически

активного

населения в %

Всего,

тысяч

человек

в % к

соответствую-

щему месяцу

предыдущего

 года

предыдущему

месяцу

967,8

99,4

95,9

1,3

 

К численности не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службах занятости, относятся трудоспособные граждане из числа незанятого населения, обратившиеся по вопросам трудоустройства в службу занятости и поставленные на учет.

Численность безработных зарегистрированных в службах занятости, - трудоспособные граждане, не имеющие работу и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в службах занятости по месту жительства с целью поиска подходящей работы и получившие официальный статус безработного. В соответствии, с национальным законодательством, решение о признании безработным гражданина, зарегистрированного в целях поиска работы, принимается в течение определенного времени.

Уровень зарегистрированной безработицы определяется как отношение числа безработных, зарегистрированных в службах занятости населения, к численности экономически активного населения/рабочей силы.

Часть безработных привлекается к оплачиваемым общественным работам и профессиональной переподготовке.

Пособие по безработице на конец июня 2016 г. получили в России 83% зарегистрированных безработных.

Размер пособия по безработице установлен в 2016 году: минимальное пособие – в размере 850 рублей (в июне 2016 г. это 13$ США), максимальное – 4900 рублей (75$ США).

 

в начало

 

О некоторых социально-экономических показателях в I полугодии 2016 года 

В I полугодии  2016 года темпы роста составили к соответствующему периоду прошлого года:

1.По валовому внутреннему продукту (в постоянных ценах) – 98,8%*

2.По промышленной продукции (в постоянных ценах)  - 100,4%

3.По перевозке грузов(без трубопроводного транспорта) - 101,4%

4.По обороту розничной торговли (в постоянных ценах, все каналы реализации) -  94,3%

5.По индексам цен производителей промышленной продукции  - 106,4%**

6.По индексам потребительских цен - 103,3%**

 

*) I квартал 2016 г. в % к I кварталу 2015 г.

**) июнь 2016 г. в % к декабрю 2015 г.

 

в начало

 

Среднемесячная номинальная и минимальная заработная плата в I полугодии 2016 года 

Среднемесячная начисленная номинальная зарплата в I п\г 2016 г.¹

I п\г 2016 г. к I п\г 2015 г.

Реальная зарплата к I п\г 2015 г.

Минимальная зарплата на 1 июля 2016 г.

Руб.

долл.

США

%

%

Руб.

долл.

США

37460

582

107,8

100,0

7500

114

 

Соотношение минимальной зарплаты и прожиточного минимума на трудоспособного человека на 1 июня т.г. составляет 70%.

 

--- х ---

119119, Москва, Ленинский проспект, д. 42, корп.5

ИНН 7736076058, КПП 773601001

Расчетный счет 40703810900000180001

Корреспондентский счет 30101810345250000664

в Банке "Солидарность" АО г. Москва БИК 044525664

E-mail: info@rosprofmash.ru

сайт:http//www.rosprofmash.ru/

Информационный бюллетень № 9 сентябрь 2016 г.

Роспрофмаш

119119, Москва, Ленинский проспект, 42

 


 

[1] При заключении первичной профсоюзной организацией нескольких коллективных договоров информация по пунктам 8-12 представляется по каждому коллективному договору.

 

[2] Поля пунктов 9-12 заполняются при наличии в организации коллективного договора.

[3] Поля пунктов 10, 11, 11.1 заполняются, если договор заключён в отчётном году

[4] Для общероссийских (межрегиональных) профсоюзов – федерального отраслевого соглашения (соглашений) и региональных (территориальных) отраслевых соглашений;  для территориальных объединений организаций профсоюзов – регионального соглашения и территориальных соглашений.

[5] Ежегодно при подведении итогов коллективно-договорной кампании Исполком ФНПР определяет задачи на предстоящий период.

 

в начало