ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8

АВГУСТ 2016 г.

 

В  ЭТОМ  НОМЕРЕ:

В ПРОФСОЮЗЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РФ

- информация из профорганизаций;

- о совместном семинаре профактива

В  Ф Н П Р

- о Международном семинаре-совещании по молодежной политике;

- совместное заявление по пенсионной системе;

- материалы Исполкома ФНПР.

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ

- о круглом столе по СОУТ;

- об итогах работы машиностроительного комплекса России в I полугодии 2016;

- некоторые показатели уровня жизни населения в I полугодии 2016 г.

ОБЪЯВЛЕНИЯ, КОНСУЛЬТАЦИИ

-   о молодежных форумах;

- об обучении профактива.

 

В ПРОФСОЮЗЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РФ 

Информация из профорганизаций 

Екатеринбург. 30 июня т.г. состоялся V пленум Свердловской областной организации профсоюза, на котором были рассмотрены вопросы:

-О деятельности обкома Свердловской областной организации профсоюза машиностроителей РФ и профсоюзных комитетов ППО предприятий отрасли по реализации решений VII съезда профсоюза машиностроителей РФ и Программы действий профсоюза на 2015-2020 годы;

-О плане работы Свердловской областной организации профсоюза машиностроителей РФ на III квартал 2016 года;

-Об участии членских организаций Свердловской областной организации профсоюза машиностроителей РФ в выборах в Государственную Думу Российской Федерации 18 сентября 2016 года.

В частности, по I вопросу был сделан серьезный анализ деятельности профорганизаций и обкома по выполнению решений VII съезда и Программы действий профсоюза. Отмечено, что, несмотря  на крайне неблагополучные финансово-экономические факторы, средняя заработная плата на машиностроительных предприятиях Свердловской области увеличилась за 2015 год в целом на 12% и составила 35483 рублей. По итогам 2015 года средняя заработная плата по предприятиям отрасли составила: в ПАО «Уралмашзавод» - 38212 руб., ЗАО «Уральский турбинный завод» - 46917 руб., ООО «Уральский дизель-моторный завод» - 40800 руб., АО «Уралхиммаш» - 45522 руб., ОАО «УКЗ» - 33915 руб., ООО «Машиностроительный завод им. В.В. Воровского» - 41920 руб., в ФБУ "УРАЛТЕСТ" - 60585 руб., ФГУП "УНИИМ" - 52485 руб.

Рост заработной платы на многих предприятиях был достигнут, в основном, за счет роста производительности труда. На ряде предприятий , за счет сохранения фондов оплаты труда после сокращения персонала и возросшей интенсивности труда работников. Но как и в предыдущие годы, сохраняется значительная разница в уровнях заработной платы по предприятиям и категориям работников.

На ряде предприятий средняя зарплата превышала З-х кратную величину ПМТН по Свердловской области (32385 руб.).

Фактическая доля тарифа в заработной плате на уровне 60% и более в отчетном периоде была установлена на предприятиях: ПАО «Уралмашзавод», АО «Уралхиммаш», ОАО «Насосный завод», ФГУП «УНИИМ», ООО «Машиностроительный завод им. В.В. Воровского».

На всех предприятиях отрасли, за исключением ОАО «Насосный завод» и ОАО «Пневмостроймашина», уровень минимальной заработной платы соответствует размеру МРОТ по Свердловской области, установленному на 2015 год (8154руб.).

Индексацию заработной платы предусмотрели в коллективных договорах только 13 предприятий. В некоторых коллективных договорах не закреплены конкретные сроки индексации. Не проиндексирована зарплата за 2015 год на предприятиях: ПАО «Уралмашзавод», ОАО «Косулинский абразивный завод», ФГУП «УННИМ», ОАО «Пневмостроймашина», АО «Уралхиммаш». В 2015 году ряд предприятий Свердловской областной организации работал в режиме неполного рабочего времени.

Действия многих профсоюзных организаций по обеспечению достойной заработной платы и условий труда не стали на предприятиях предметом постоянного внимания и диалога с работодателями, предоставления им более обоснованных и конкретных предложений.

В свою очередь обком профсоюза, по мере необходимости и по обращениям руководителей ППО оказывал всевозможную помощь и поддержку первичным профорганизациям предприятий по минимизации неблагоприятных мер, принимаемых работодателями по сокращению численности работников, оптимизации производства и т.д.

Свердловская областная организация профсоюза машиностроителей РФ продолжает вести борьбу на всех уровнях по закреплению основных принципов достойного труда, в частности:

-       по разработке и принятию на государственном уровне государственной программы «Достойный труд» и плана ее реализации;       

- установления величины МРОТ на уровне, обеспечивающем достойную жизнь для человека и его семьи; доведения МРОТ к 2017 г. до уровня ПМТН;

-      принятие нормативного правового акта Правительством РФ, устанавливающего минимальные оклады и минимальные ставки заработной платы, не ниже МРОТ с дифференциацией по каждой профессионально-квалификационной группе (уровню квалификации);

-         введение дифференцированного налога на доходы физических лиц, недвижимость, землю;

-        по разработке и реализации мер, обеспечивающих получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;

-     осуществления мер по снижению дифференциации заработной платы до 10 раз между средней заработной платой самых высокооплачиваемых и самых низкооплачиваемых групп работников;

- реализации государственного обеспечения системной организации нормирования труда и др.

В принятом развернутом постановлении, в т.ч. председателям профкомов первичных профсоюзных организаций предложено:

- проанализировать ситуацию с состоянием заработной платы и условиями труда в организациях и рассмотреть на профсоюзных собраниях (конференциях), определить и принять необходимые меры направленные на повышение эффективности профсоюзной деятельности в данном направлении;

- провести анализ реализации действующих коллективных договоров и соглашений, обратив особое внимание на отмеченные в настоящем постановлении недостатки и выполнение общепрофсоюзных требований. Во П полугодии 2016 г. инициировать переговоры с работодателями и собственниками предприятий по принятию качественных КД и соглашений, внесению в действующие КД и соглашения изменений и дополнений, с учетом необходимости выполнения решений VII съезда и Программы действий Профсоюза, обязательств Отраслевого соглашения по машиностроительному комплексу России на 2014-2016 годы. Не допускать снижения уровня ранее принятых обязательств. По другим вопросам приняты соответствующие конкретные постановления.

Тамбов.  Тамбовский областной совет профсоюза машиностроителей РФ  13 июля т.г. провел заседание областного совета по вопросу «Достойные рабочие места – эффективная экономика».

 Заседание проходило на Тамбовском заводе «Комсомолец» им. Н.С. Артемова, в рамках которого члены областного совета посетили цеха завода. Экскурсию по заводу провел начальник производства завода Новоселов Э.В., который рассказал о производимой продукции и  технологических процессах, в которых применяется новейшее технологическое оборудование, на которое  только в 2015 году потрачено более 46,4 млн. рублей.

        Было отмечено, что производственная политика АО «ЗАВКОМ» нацелена на модернизацию производства, создание высокопроизводительных рабочих мест за счет введения в эксплуатацию новейшего оборудования, применения сертифицированных новых средств индивидуальной защиты работников, неукоснительного выполнения всеми сторонами положений коллективного договора, поэтому выбор о проведении заседания с такой повесткой дня на этом предприятии был не случайным. Цель показать возможности предприятия, которое и в условиях кризиса может работать эффективно, была достигнута.

        Члены областного совета посетили музей завода,  директор которого Тихомирова Н.Г. представила историю завода с 1932 года по наши дни. Члены областного совета на память получили книги о заводе.

        Дальнейшее обсуждение  проводилось в конференцзале предприятия, на котором присутствовали генеральный директор Булах С. В., технический директор Дробышев С. В. и начальник производства Новоселов Э.В.

        Основная идея, которая прозвучала в их вступлениях – это то, что без достойного рабочего места, оснащенного современным оборудованием и технологиями, отвечающего безопасным условиям труда, не бывает ни высокопроизводительного труда, ни покупательного спроса, ни устойчивого экономического развития. Политика предприятия, нацеленная на техперевооружение, дает свои плоды. Акционерное общество «ЗАВКОМ» экономически стабильно. Последние годы является победителем областного конкурса «Предприятие высокой социальной эффективности», проводимого Управлением труда и занятости Тамбовской области совместно с Тамбовским областным объединением организаций профсоюзов.

            После заседания проводился семинар по теме: «Делопроизводство в профсоюзных организациях», подготовленный кадровой службой АО «ЗАВКОМ» и отделом по охране труда предприятия. Справочные материалы по делопроизводству, подготовленные службами завода, были розданы председателям первичных профсоюзных организаций.

- - - х - - -

           17 мая 2016 года председатель Тамбовской областной организации профсоюза машиностроителей РФ Ковалева Н.Н. на заседании Совета ТОООП  избрана заместителем председателя ТОООП на общественных началах.

ЦК профсоюза машиностроителей РФ поздравляет Надежду Николаевну с высоким доверием со стороны профсоюзного актива Тамбовской области и желает ей успешной деятельности.

Уфа. В июне т.г. на базе гостиничного комплекса «Тан» состоялись  обучающие семинары для председателей и заместителей Башкортостанских первичных  организаций профсоюзов «Роспрофавиа» и «Роспрофмаша», уполномоченных по охране труда.

Организатором мероприятия выступила  Башкортостанская Ассоциация организаций профсоюзов машиностроительных отраслей промышленности.

 

Открыл мероприятие председатель Ассоциации Р. Калякулин. В вступительном слове он настроил семинаристов на серьезную работу, предложил активно участвовать в работе семинара, акцентировал внимание на необходимость получения знаний именно в вопросах мотивации и права.

H.Сенников - доцент, кандидат юридических наук, преподаватель из Санкт-Петербурга на примерах разъяснил профсоюзным лидерам, что такое профсоюзное право, имеет ли юридическую природу членство в профсоюзе, осветил проблемные вопросы профсоюзного права в части противоречий , встречающихся в судебной практике. Большое оживление у аудитории вызвала животрепещущая тема - «Коллективный договор только для членов профсоюза!? За и против». Кроме того, лектор подробно остановился на вопросах усиления мотивации через коллективные договоры и социальное партнерство. Свое выступление он резюмировал так: «Профсоюзная безопасность - в фокусе нашего семинара».

Новыми формами  организационной, правовой и информационной работы, практикой создания института доверенных лиц поделился с семинаристами заведующий орг.отделом первичной профсоюзной организации Магнитогорского металлургического комбината Ю. Днепровский.

Развил тему аутсорсинга председатель первичной профсоюзной организации «БелЗАН» А.Шевчук, который в своей профсоюзной работе сталкивался с этими процессами и представил информацию о сфере влияния профсоюзной организации до и после внедрения этих процессов. Председатель первичной профсоюзной организации Сарапульского электрогенераторного завода С.Коротков ознакомил слушателей с практикой заключения коллективных договоров и соглашений, действие которых распространяется на иные юридические лица на предприятиях авиационной промышленности.

В свою очередь, уполномоченные по охране труда ознакомились с проблемами государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, изменениями в пенсионном законодательстве в части предоставления права на льготное пенсионное обеспечение за вредные условия труда, определили задачи профсоюзов при проведении спецоценки условий труда.

Много вопросов было задано представителю Республиканского Фонда  страхования по изменениям законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Завершился семинар традиционным заседанием за «круглым столом», где все участники семинара поделились опытом работы, обсудили пройденные темы, отметили высокий уровень организации обучения.

 

в начало

 

О семинаре «Неустойчивая занятость в России и Германии: стратегии для профсоюзов»

 

С 27 июня по 01 июля т.г. в Научно-методическом центре профсоюза работников АПК России проходил семинар по проблемам заемного труда для профактива Роспрофмаша и АСМ при поддержке Фонда им. Фридриха Эберта и Профсоюза металлистов Германии ИГ Металл.

Ведущей семинара была Юлия Кунц, юрист Профсоюза металлистов Германии ИГ Метеля. Экспертами по проблеме заемного труда выступили Бизюков П.В., главный специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав, г. Москва и Егорова Н.Ф., руководитель сектора социально-экономической работы АСМ.

Открывая семинар, Заместитель председателя Роспрофмаша Кирюшенков В.Н. подчеркнул, что участникам семинара надо обратить особое внимание на пути и методы сохранения профсоюзного членства в подразделениях предприятий, выводимых в аутсорсинг.

Проблемы заемного труда или неустойчивой занятости имеют серьезное негативное влияние на трудящихся во всех странах мира.

В России в 2016 году вступил в силу закон, который известен под названием "Закон о запрете заемного труда". Этим законом вносятся изменения в Трудовой кодекс, но изменения очень противоречивые. Одна норма говорит о том, что заемный труд запрещен, а с другой стороны, фактически он не запрещен, а легализован. Там сформулированы условия, на которых он допускается под названием "Труд работников, направляемых к другим физическим или юридическим лицам". Хотя по сути это одни и те же явления.

В ходе семинара состоялся обмен мнениями и опытом работы по созданию и сохранению профсоюзных организаций на аутсорсинговых предприятиях Германии и России.

 

в начало  

В    Ф Н П Р

 

О Международном семинаре-совещании по молодежной политике ФНПР «Приоритетные направления защиты социально-трудовых прав молодежи»

 

С 29 июня по 3 июля в п. Приозерном городской округ Евпатории (Республика Крым) более 120 представителей из 28 субъектов Российской Федерации собрались, чтобы обсудить приоритетные направления защиты социально-трудовых прав молодежи. В его работе в качестве модератора принял участие специалист по работе с молодежью Профсоюза машиностроителей  Пластун Николай.

На официальном открытии семинара его участников приветствовала заместитель председателя ФНПР Г. Келехсаева, подчеркнувшая в своем выступлении, что «молодым активистам сегодня необходимо работать в режиме мобилизации молодежи для вступления в профсоюз», а также были переданы слова приветствия от лидера ФНПР М. Шмакова и его пожелания плодотворной работы. Семинар начался с панельной дискуссии. Напутствия молодежи, ответы на вопросы и немного политагитации. Стоит отметить, что формулировки руководителей ФНПР и модераторов были достаточно жесткими. А все потому, что участники семинара хоть и молодежь, но уже вполне взрослые сформировавшиеся люди, которые серьезно задумываются над социально- экономической ситуацией в стране и способны предлагать, что надо делать для лучшего будущего. «И профсоюзное Единство в этом играет не последнюю роль. Молча отсидеться в сторонке и подождать, когда кто-то сделает все за меня, это не позиция профсоюзного лидера» -  говорил  секретарь ФНПР А. Шершуков.

Панельные дискуссии, тренинги и работа в группах стали основными формами работы на семинаре. Тон мероприятию был задан буквально с первой лекцией - «Приоритетные направления защиты социально-трудовых прав молодежи». В работе в группах ребята обсудили такие актуальные темы, как: «Молодежь и профсоюз — факторы мотивации членства», «Современный молодежный лидер. Технология ведения переговоров», «Социальное партнерство. Раздел о социальных гарантиях молодежи в коллективном договоре, как мотивация профсоюзного членства для молодого специалиста. «Роль профсоюзов в повышении имиджа рабочих профессий», «Основные навыки и техники успешного профсоюзного спикера. Формирование и развитие эффективного командного взаимодействия». Не обошли вниманием участники дискуссий и новые нормы в трудовом законодательстве, подробно обсудив реалии специальной оценки условий труда.

На следующий день работы семинара-совещания наиболее интересной, по отзывам участников, стала дискуссия, посвященная информационным войнам, модератором которой выступила руководитель Департамента по информационной работе Свердловского объединения профсоюзов А. Сгибнева. Она подчеркнула: «что правильно поставленная информационная работа - большое подспорье при возникновении конфликтных ситуаций с работодателем. Информационно подкованный профсоюзный лидер может грамотно выстраивать и отстаивать свою позицию, заставить работодателя вести диалог с ним как с партнером».

На семинаре прозвучало еще немало предложений, представлен интересный опыт разных регионов. Поэтому участники предложили продолжить начатый разговор уже на уровне округов и субъектов Российской Федерации.

 

в начало

ЗАЯВЛЕНИЕ

сторон, представляющих общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

 

В средствах массовой информации продолжают обсуждать пенсионные вопросы. От имени различных министерств и ведомств предлагаются варианты модернизации действующего института пенсионного обеспечения.

Стороны, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, неоднократно призывали к взвешенному подходу, учёту международного и собственного опыта реформирования пенсионной системы, предостерегали от непродуманных, поспешных решений по изменению отдельных параметров пенсионной системы без учета связи всех её элементов, задач развития института пенсионного страхования в целом.

В этих условиях мы обращаемся к законодательным и исполнительным органам государственной власти с напоминанием о том, что вопросы реформирования пенсионного обеспечения должны рассматриваться системно, на основе постоянных консультаций и с учетом интересов работников и работодателей. Подготовка предложений в закрытом режиме, без участия общества и социальных партнёров недопустима при выработке решений, касающихся каждого члена общества, а систематическое радикальное изменение пенсионных правил подрывает доверие граждан к политике государства в пенсионной сфере.

Принятие решений об изменениях в пенсионной системе должно быть взвешенным, исходить из долгосрочного и устойчивого характера этой системы, не предполагающего ежегодной корректировки её ключевых компонентов.

Основой проведения этой работы должны стать утверждённая Правительством Российской Федерации в 2012 году Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы и договорённости социальных партнёров по принципам реформирования обязательного пенсионного страхования в период обсуждения и принятия этой Стратегии.

Предлагаемые изменения параметров пенсионной системы могут привести к снижению уровня социальной защищённости работников и увеличению фискальной нагрузки на бизнес, что противоречит объявленному Президентом Российской Федерации мораторию на её рост.

В этой связи считаем необходимым установить мораторий на изменение условий пенсионного страхования и всей системы обязательного социального страхования до конца 2018 года.

Наша общая задача развивать и укреплять систему социального страхования как одного из важнейших институтов социальной политики государства, сделать её более эффективной, предсказуемой и надёжной.

Москва                                                       8 июля 2016 г.

 в начало

О заседании Исполкома ФНПР

 

20 июля т.г. во Дворце Труда (г.Москва) состоялось заседание Исполкома ФНПР, на котором были рассмотрены вопросы:

- О кандидатурах для избрания председателями Объединений организаций профсоюзов Вологодской, Томской и Тульской областей и Республики Ингушетия;

- О порядке и формах отчетности  Федерации Независимых Профсоюзов России по итогам коллективно-договорной кампании;

- О квоте ФНПР для обучения в Образовательном учреждении профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений»;

- О назначении стипендий ФНПР обучающимся  в ОУП ВО «АТиСО» и НОУ ВПО «СПбГУП»;

- О нарушении постановления Исполкома ФНПР от 01.03.2016 г. № 3-* «Об участии членских организаций ФНПР в избирательных кампаниях 2016 года» Союзом организаций профсоюзов в Республике Карелия;

- О Медиа-конкурсе имени радиожурналиста Я.С.Смирнова, а также вопросы награждения и профсоюзного имущества.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИСПОЛКОМА ФНПР от 20.07.2016 г.

О квоте ФНПР для обучения в Образовательном учреждении профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений

(в сокращении) 

В соответствии с постановлением Генсовета ФНПР от 12.02.2003 № 4-3 «О кадровой политике Ф1ШР», решениями съездов и коллегиальных органов ФНПР членские организации Федерации реализуют мероприятия по дальнейшему развитию системы обязательного непрерывного профсоюзного образования, обеспечению системности и регулярности процесса обучения для разных категорий профсоюзных кадров и актива, привлечению грантов и дополнительных средств на образовательную деятельность. Ежегодно увеличивающееся количество обращений членских организаций ФНПР о выделении квот для обучения.

 В настоящее время в Образовательном учреждении профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» (далее - Академия) по программам высшего и послевузовского профессионального образования по квоте ФНПР обучаются 118 человек, из которых более 80% составляют студенты заочной формы, совмещающие обучение с трудовой деятельностью в профсоюзных органах различных уровней.

В 2015/2016 учебном году Академией принимались меры, направленные на повышение инициативы, ответственности студентов и аспирантов по выполнению основных образовательных программ, а также совершенствование профсоюзной направленности обучения.

Ежегодно проводимая в Академии «Неделя профсоюзов» способствует развитию сотрудничества и улучшению взаимодействия членских организаций ФНПР и Академии, росту авторитета профсоюзов среди студентов и профессорско-преподавательского состава, активизации работы студенческой профсоюзной организации.

Более 70 % студентов (от общего количества обучающихся по квоте ФНПР) завершили 2015/2016 учебный год на «хорошо» и «отлично». Анализ результатов выполнения индивидуальных планов практико- ориентированного обучения студентами показывает, что данные планы в целом выполняются успешно.

Вместе с тем Департамент организационной работы и развития профсоюзного движения Аппарата ФНПР провел анализ информации членских организаций ФНПР о трудоустройстве 33 выпускников 2015 года, обучавшихся по квоте в Академии, из них только 17 человек работают в профсоюзной системе, а по 11 нет никакой информации, из этого следует, что взаимодействие членских организаций со студентами проходит формально.

В 2016 году для обучения в Академии профсоюзных работников и активистов поступили заявки от 31 членской организации о выделении 77 квотных мест, в т.ч. 70 - бакалавриат и магистратура (41 - в Академии, 29 - в филиалах), 7 - на подготовку в аспирантуре.

Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по организационной работе и кадровой политике рассмотрела заявки членских организаций ФНПР и, принимая во внимание потребность членских организаций в профсоюзных кадрах, а также соблюдение ими финансовых обязательств, предложила удовлетворить заявки 31 членской организации ФНПР о выделении 77 квотных мест на обучение в Академии в 2016/2017 учебном году.

На основании изложенного Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

1.Принять предложение Постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по организационной работе и кадровой политике о выделении членским организациям ФНПР квоты для обучения в Академии на 2016/2017 учебный год  при условии заключения в срок до 30 октября 2016 года трёхсторонних договоров и дополнительных соглашений между членскими организациями ФНПР, Академией и студентами.

2.Членским организациям ФНПР:

продолжить работу по контролю за успеваемостью студентов, направляемых в Академию по квоте ФНПР, и соблюдением ими учебной дисциплины;

обеспечить целевое направление профсоюзных работников и активистов, особенно из числа молодежи, на обучение в Академию в соответствии с кадровыми потребностями;

уделять особое внимание индивидуальным планам работы, включая курсовые и дипломные работы профсоюзной тематики, студентов, обучающихся по квоте ФНПР;

осуществлять взаимодействие со студентами в течение всего периода обучения, обеспечить трудоустройство выпускников Академии, обучавшихся по квоте ФНПР, на профсоюзной работе и информировать об этом ФНПР и Академию.

3.Образовательному учреждению профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений»:

обеспечить заключение трёхсторонних договоров между членскими организациями ФНПР, Академией и студентами, обучающимися по квоте ФНПР, до 30 октября 2016 года;

направить информацию о выпускниках Академии, обучавшихся по квоте ФНПР, завершивших обучение в 2016 году (с указанием направления обучения/специальности и присвоения квалификации студенту(ке), до 10 сентября 2016 года;

осуществлять контроль успеваемости и наличия индивидуальных планов практико-ориентированного обучения студентов, обучающихся по квоте ФНПР, на 2016/2017 учебный год и их согласование с членскими организациями ФНПР.

4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя ФНПР Д.М. Кришталя.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИСПОЛКОМА ФНПР от 20.07.2016 г. 

О назначении стипендий ФНПР обучающимся в ОУП ВО «АТиСО» и НОУ ВПО «СПбГУП» 

В соответствии с постановлением Исполкома ФНПР от 18 мая 2016 года № 4-10 «Об учреждении стипендий ФНПР для обучающихся ОУП ВО «АТиСО» и НОУ ВПО «СПбГУП» и решениями Ученых советов ОУП ВО «АТиСО» (далее - Академия) и НОУ ВПО «СПбГУП» (далее - Университет):

1.Назначить 8 (восемь) стипендий Федерации Независимых Профсоюзов России в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей каждая студентам очной формы обучения Академии и Университета за высокие достижения в учебе и научной деятельности, активное участие в профсоюзной работе.

2.Главному бухгалтеру ФНПР Гридневой О.В. согласно п. 5 Положения о стипендиях ФНПР для обучающихся очной формы обучения ОУП ВО «АТиСО» и НОУ ВПО «СПбГУП» осуществить финансирование Академии в размере 60 ООО (шестьдесят тысяч) рублей и Университета в размере 60 ООО (шестьдесят тысяч) рублей с отнесением их за счет сметы доходов и расходов ФНПР на 2016 год статьи «Финансирование учреждений ФНПР».

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИСПОЛКОМА ФНПР от 20.07.2016 г. 

О нарушении постановления Исполкома ФНПР от 01.03.2016 г. № 3-8 «Об участии членских организаций ФНПР в избирательных кампаниях 2016 года» Союзом организаций профсоюзов в Республике Карелия

25 мая 2016 года Президиум Союза организаций профсоюзов в Республике Карелия в нарушение п.10.15 Устава профобъединения, постановления Исполкома ФНПР от 01.03.2016 № 3-8 «Об участии членских организаций ФНПР в избирательных кампаниях 2016 года», рекомендаций Комитета политического анализа и действий ФНПР от 02.06.2016 г. принял постановление «О соглашении между Союзом организаций профсоюзов в Республике Карелия и Карельским республиканским отделением Коммунистической партии Российской Федерации», в котором обязал членские организации профобъединения, координационные советы организаций профсоюзов в муниципальных образованиях принять меры по реализации вышеназванного Соглашения, оказании поддержки КРО КПРФ при проведении предвыборной кампании.

Тем самым, Президиум профобъединения превысил свои полномочия, допустил действия, грубо нарушающие Устав профобъединения и ст. 9 Устава ФНПP.

Исполком ФНПР постановляет:

1.Признать неправомерным постановление Президиума Союза организаций профсоюзов в Республике Карелия от 25.05.2016г. № 4-1 «О соглашении между Союзом организаций профсоюзов в Республике Карелия и Карельским республиканским отделением Коммунистической партии Российской Федерации», принятого с превышением своих полномочий в нарушение п. 10.15 Устава профобъединения.

2. Предложить Совету Союза организаций профсоюзов в Республике Карелия отменить постановление Президиума профобъединения от 25.05.2016г. № 4-1 «О соглашении между Союзом организаций профсоюзов в Республике Карелия и Карельским республиканским отделением Коммунистической партии Российской Федерации» и принять необходимые меры по выполнению постановления Исполкома ФН1 IP от 01.03.2016 № 3-8 «Об участии членских организаций ФНПР в избирательных кампаниях 2016 года» и рекомендаций Комитета политического анализа и действий ФНПР от 02.06.2016 г.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИСПОЛКОМА ФНПР от 20.07.2016 г. 

О Медиа-конкурсе имени радиожурналиста Я.С.Смирнова

 

В порядке совершенствования поощрения организаций и представителей средств массовой информации, пропагандирующих деятельность профсоюзов и формирующих их позитивный имидж в обществе, а также в соответствии с рекомендациями Постоянной комиссии Генсовета ФНПР по информационной политике Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

1.Преобразовать Конкурс имени радиожурналиста Я.С.Смирнова и Конкурс на лучший профсоюзный сайт в Интернете в Медиа-конкурс имени радиожурналиста Я.С.Смирнова, утвердить соответствующее Положение (прилагается).

2.Считать утратившими силу:

постановления Исполкома ФНПР от 26.12.2007 № 6-2 «Об утверждении новой редакции Положения о конкурсе имени радиожурналиста Я.С. Смирнова» и № 6-3 «Об утверждении новой редакции Положения о конкурсе на лучший профсоюзный сайт в Интернете и состава жюри конкурса»;

постановления Исполкома ФНПР от 24.12.2008 № 7-10 «О внесении изменений в Положение о конкурсе имени радиожурналиста Я.С.Смирнова» и № 7-11 «О внесении изменений в Положение о конкурсе на лучший профсоюзный сайт в Интернете»;

распоряжение ФНПР от 26.08.2013 № 169 «О внесении изменений в Положение о конкурсе имени радиожурналиста Я.С.Смирнова».

 

ПОЛОЖЕНИЕ И СОСТАВ ЖЮРИ МЕДИА-КОНКУРСА ИМЕНИ РАДИОЖУРНАЛИСТА Я.С.СМИРНОВА

 

Медиа-конкурс имени радиожурналиста Я.С.Смирнова преобразован из конкурсов: имени радиожурналиста Я.С.Смирнова, на лучший профсоюзный сайт в Интернете для дальнейшего совершенствования информационной работы профсоюзных организаций.

Цель конкурса — стимулирование расширения социально-трудовой проблематики в печатных, электронных СМИ и интернет-ресурсах профсоюзных организаций, пропаганда решений ФНПР и ее членских организаций, поддержка объективного освещения деятельности российских профсоюзов.

Участники конкурса:

в конкурсе могут участвовать журналисты, редакционные коллективы, пресс-службы, авторы блогов в социальных сетях, Интернет- ресурсы профсоюзных организаций уделяющие последовательное внимание пропаганде профсоюзной деятельности и распространению социально-трудовой проблематики, формирующие позитивный имидж профсоюзов в обществе.

Основные темы, отражаемые в конкурсных материалах:

деятельность ФНПР и ее членских организаций; экономика для блага человека труда; коллективный договор и социальное партнерство; социальная защита и социальные гарантии; достойная зарплата за достойный труд; рынок труда и занятость; социальное страхование; охрана труда;

правозащитная деятельность;

коллективные действия за единство, солидарность и справедливость; труд и отдых наемных работников и членов их семей; пенсионное обеспечение; профсоюзы и органы власти;

профсоюзы как один из базовых институтов социального государства;

образ рабочего человека, борьба и труд наших современников;

работа первичных профсоюзных организаций;

мотивация профсоюзного членства;

профсоюзы и молодежь.

Номинации конкурса:

«Журналист года» - автор материалов в печатных, электронных СМИ, в том числе в социальных сетях, чьи публикации в наибольшей степени содействовали осуществлению профсоюзной деятельности;

«Эффективность» — пресс-служба, либо редакционный коллектив, оказавший значимую поддержку проведению профсоюзных акций и кампаний, приведших к достижению конкретных результатов по защите прав и интересов членов профсоюзов; 

«Социальный аккаунт» - профсоюзный веб-сайт, отмеченный инновационными разработками, высокой посещаемостью и способствующий росту доверия к профсоюзам, созданию новых профсоюзных организаций.

Основные требования к предоставляемым материалам и веб-сайтам:

к участию в конкурсе допускается журналистская работа, обладающая такими признаками, как доступность изложения материала, новизна подачи текста, публицистичность; точность и достоверность; глубина анализа и адекватность раскрытия проблемы; соответствие этическим принципам журналистики;

в отношении веб-сайта рассматриваются его содержательность, информативность и технические характеристики, включая наличие не менее пяти разделов, отражающих историю и традиции профсоюзной организации, официальные документы, новости, юридические вопросы и оказание юридической помощи членам профсоюза и первичным организациям. При этом имеющиеся на сайте ссылки должны быть работающими, дизайн сайта - оригинальным, контактная информация - интерактивной.

Награды лауреатов конкурса:

победителям конкурса вручаются почетные дипломы лауреатов и ценные призы в каждой номинации;

участникам конкурса, не вошедшим в число призеров конкурса, но продемонстрировавшим высокий профессиональный уровень информационной работы, вручаются почетные дипломы участников и до десяти поощрительных призов.

Порядок выдвижения работ (веб-сайтов) и подведения итогов:

выдвижение работ на конкурс производится профсоюзными организациями, редакциями изданий, информационных агентств, радио и телевидения, индивидуальными авторами;

при выдвижении работ организацией на сопроводительных документах должны быть обозначены имя автора и дата публикации, сопровождаемые письменным подтверждением руководителя о том, что конкурсант является автором работы, опубликованной или вышедшей в эфир в указанные сроки, а соответствующее ходатайство подписывается руководителем и заверяется печатью;

на конкурс принимаются как отдельные материалы, так и тематические циклы в жанрах очерка, интервью, статьи, телевизионной и радиопередачи и других, опубликованные в центральной, региональной, многотиражной и профсоюзной прессе и выпущенные в эфир в конкурсном году;

печатные работы представляются по почте в виде оригиналов статей или их копий, заверенных печатью; аудио- и видеоработы - в виде эфирных справок в сопровождении копий радио- или телевизионной передачи в формате DVD, CD или на электронном накопителе, либо по электронной почте;

заявки в номинации «Социальный аккаунт» направляются по почте на бланке организации с подписью руководителя и дублируются по электронной почте с указанием ссылки на выдвигаемый на конкурс веб­сайт;

материалы, опубликованные в социальных сетях, направляются в виде ссылок по электронной почте в сопровождении официально заверенных организацией распечаток, направляемых на почтовый адрес;

вместе с работами, выдвигаемыми на конкурс, автор представляет в жюри краткие сведения о себе, а именно: фамилия, имя и отчество, литературный псевдоним (если имеется), принадлежность к творческим союзам, место работы и занимаемая должность, служебный и домашний адреса с почтовым индексом, телефоны, паспортные данные, включая дату рождения, номера ИНН и карточки пенсионного страхования;

заявки на конкурс, поступившие от организации, уже ставшей победителем конкурса в номинации «Социальный аккаунт», не рассматриваются, за исключением выдвижения принципиально новых версий веб-сайта;

прием конкурсных работ производится до 31 декабря каждого года. Представленные на конкурс материалы не возвращаются и не рецензируются.

почтовый адрес для направления заявок: 119119, г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, Департамент общественных связей Аппарата ФНПР, комн. 35-01 с пометкой «На Медиа-конкурс им. Я.С.Смирнова»; электронный адрес для направления заявок: pressa-fiipr@yandex.ru. подведение итогов конкурса, присуждение премий и торжественное награждение победителей производится ежегодно на заседании Генерального Совета ФНПР.

Жюри конкурса: 

представленные на конкурс работы оцениваются жюри, возглавляемым Председателем ФНПР, который при необходимости вносит изменения в Состав жюри конкурса, число номинаций и количество премий;

жюри вправе отказать заявителю на участие в конкурсе на основании несоответствия требованиям настоящего положения;

победители конкурса определяются путем независимого тайного голосования членов жюри в соответствии с критериями, установленными данным положением.

Подведение итогов конкурса, присуждение премий и торжественное награждение победителей производится ежегодно на заседании Генерального Совета ФНПР.

Финансовое и информационное обеспечение конкурса:

Расходы на приобретение ценных подарков и на проведение церемонии награждения лауреатов конкурса производятся за счет средств ФНПР. Информация о результатах проведения конкурса размещается в соответствующем разделе официального сайта ФНПР, а также в центральной профсоюзной газете «Солидарность».

Прием конкурсных работ производится до 31 декабря каждого года. Представленные на конкурс материалы не возвращаются и не рецензируются.

 

Состав жюри Медиа-конкурса

 

Шмаков

Михаил Викторович

Председатель жюри, Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России

Исаев

Андрей Константинович

Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации

Корнеев

Владимир Олегович

Руководитель Департамента общественных связей Аппарата ФНПР

Петров

Дмитрий Дмитриевич

Веб-дизайнер, главный художник центральной профсоюзной газеты «Солидарность»

Поздняков

Алексей Александрович

Специальный корреспондент общественно-политической газеты «Труд»

Шершуков

Александр Владимирович

Секретарь ФНПР, главный редактор центральной профсоюзной газеты «Солидарность»

 

Внимание! ЦК профсоюза машиностроителей РФ поздравляет:

-  Клокову С.И. – техника-конструктора ЗАО «Белорецкий завод рессор и пружин» (Респ.Башкортостан», председателя цеховой профорганизации;

– Старчикова Н.Н. – энергетика ОАО «Читинский машиностроительный завод, председателя цеховой профорганизации с награждением Почетной грамотой ФНПР и желает им дальнейших успехов в профсоюзной деятельности.

Примечание: постановление о порядке и формах отчетности ФНПР по итогам колдоговорной кампании будет опубликовано в августе т.г. в связи с необходимостью его доработки.

 в начало

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ

Круглый стол по СОУТ

 

5 июля т.г. в г.Москве  по инициативе Общественной платы РФ прошел круглый стол на тему: «Общественный контроль практики внедрения и оптимизации Методики проведения специальной оценки условий труда».

Цель круглого стола – поиск посредством развития общественного контроля оптимальных механизмов урегулирования и предотвращения конфликтов, вытекающих из трудовых отношений, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, соблюдения установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Совершенствования методики и процедур проведения специальной оценки условий труда, которая бы отражала реальные условия труда на рабочем месте работника.

Участникам Круглого стола была представлена Аналитическая записка по данной теме (приложение № 1).

В круглом столе приняли участие представители сторон социального партнерства, члены Общественной палаты РФ, ученые и специалисты в области охраны труда, представители федеральных и региональных органов государственной власти.

От Роспрофмаша участвовал Пачин Ю. Ф. – заведующий правовым отделом профсоюза.

По итогам обсуждения принята Резолюция (приложение 2).

 

 

Приложение 1

Аналитическая справка

к круглому столу на тему:

«Общественный контроль практики внедрения и оптимизации Методики проведения специальной оценки условий труда»

История вопроса

До 2014 года в России существовало 2 процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность: АРМ и СОУТ.

Аттестация рабочих мест (АРМ) - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места[1]. Аттестация входит в обязанность работодателя вне зависимости от вида деятельности (регулировалась приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (ред. от 12.12.2012) "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"[2], в настоящее время утратившим силу).

Специальная оценка условий труда (СОУТ) - ранее это понятие было включено в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд РФ[3], но нормативно не регулировалось.

«Специальная оценка условий труда» является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников..." (Ст. 3. Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда") (далее - Закон № 426-ФЗ).

С 2014 года законодатели объединили 2 процедуры (АРМ и СОУТ) в одну - «специальная оценка условий труда». Суть и методика проведения спецоценки условий труда практически не изменились.

Проведение специальной оценки условий труда - это обязанность работодателя, которая закреплена п. 2 ст. 4 Закон № 426-ФЗ. Не нужно проводить специальную оценку в отношении рабочих мест надомников и дистанционных сотрудников. К некоторым местам работников применяется особый порядок проведения спецоценки условий труда. Перечень таких мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290, порядок проведения спецоценки условий труда - отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест. Например, спецоценка рабочих мест сотрудников, занятых на поземных работах, - в приказе Минтруда России от 09.12.2014 № 996н.

Изменения в Трудовом Кодексе РФ для работников вредных производств

Федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"[4] внесены существенные изменения в Трудовой Кодекс РФ в части, касающейся предоставления доплат, дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной рабочей недели работникам, на рабочих местах которых установлены вредные условия труда.

Ранее, согласно Постановлению Правительства РФ от 20.11.08 г. № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда"[5] доплаты, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная рабочая неделя должны были предоставляться всем работникам, на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные условия труда, независимо от степени вредности условий труда (классы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4).

В соответствии с изменениями, внесенными в статьи 92[6], 117[7], 147[8]ТК РФ:

-   сокращенная продолжительность рабочей недели устанавливается только тем работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены лишь к классам 3.3 и 3.4.

-   ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к классам 3.2, 3.3, 3.4 (см. схему 1).

-   оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Хотя уменьшить количество и размер компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда можно только после проведения СУОТ.

В связи с чем при переходе от АРМ к СОУТ произошло сокращение некоторых льготных категорий для работников вредных производств (Рисунок 1).

Рисунок 1. Сокращение льготных категорий для работников вредных производств при переходе от АРМ к СОУТ

Был о_________________________ Стал о

(по результатам АРМ)                            (по результатам СОУТ)

image1


 

Мониторинг СОУТ и льгот по экономическим отраслям в РФ за 2013- 2015 гг.

ЭАЦ был проведён мониторинг статистики условий труда и льгот по экономическим отраслям в РФ за 2013-2015 гг. В ходе анализа было выявлено, что по всем 6 выделяемым экономическим отраслям удельный вес численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда с 2013 года по 2015 годы вырос. При этом 4 из 6 категорий льгот были уменьшены.

Так, в отрасли "Добыча полезных ископаемых" ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в 2015 году стали получать 54,4% рабочих, по сравнению с 60% в 2013 (-5,6%). Выдача молока и других равноценных продуктов снизилась с 31,6% в 2013 году до 26,9% в 2015 году (- 4,7%>). Досрочное назначение пенсии сократилось с 47,6%> в 2013 году до 43,7% в 2015 году (-3,9%).

В отрасли "Обрабатывающие производства" количество ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за 3 года сократилось на 1,8%, «выдача молока и других равноценных продуктов» за тот же период уменьшилась на 3,5%.

Для работников в отрасли "Связь" были изъяты льготы, связанные с предоставлением бесплатного лечебно-профилактического питания.

В отрасли "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" количество ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за анализируемый трехгодичный период сократилось с 29,4% до 25,9% (-3,5%). Кроме того, «бесплатная выдача молока и других равноценных продуктов» в этой отрасли упала на 3,1 %, при условии, что количество работников данной отрасли увеличилось на 4,8%.

Для работников в отрасли «Транспорт» и «Строительство» «выдача молока и других равноценных продуктов» также за указанных трехлетний срок сократилась на 1,5% и 1,6% соответственно.

На основании сравнительного анализа данных, опубликованных Рострудом, зафиксировано, что при увеличении численности работников, занятых во вредных и (или) опасных производствах, на +5,9% количество льгот и компенсаций с 2013 года по 2015 год для занятых во вредных отраслях сократилось в среднем на - 3,6%. (Таблица «Условия труда, льготы и производственный травматизм по экономическим отраслям в РФ в 2013-2015 гг.)[9]

Изменения в спецоценке с 1 мая 2016 года

С 1 мая 2016 года в Закон № 426-ФЗ[10] внесены изменения. Большая часть изменений коснулась компаний, которые проводят спецоценку[11]. Но есть изменения и для работодателей:

-       если работники просят провести на их рабочих местах спецоценку, работодатель обязан эти предложения передать;

-     работодатель должен представлять в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда не только, когда рабочие места признаны безвредными и безопасными, но и когда условия труда признали оптимальными или допустимыми;

- если условия труда признаны оптимальными или допустимыми на 01.05.2016 г. (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), работодателю следует подать уточненную декларацию соответствия условий труда с включением в нее данных рабочих мест. Требование о представлении декларации соответствия условий труда, если они признаны оптимальными и допустимыми, распространяется на все специальные оценки, проведенные, начиная с 1 января 2014 года. То есть, если о каких-либо рабочих местах организация не сообщала, а по новым правилам должна, надо подать уточнения;

-     работодатель обязан уведомить компанию, проводившую спецоценку, в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. И направить копию отчета любым способом: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью;

-       если в отчете есть секретные сведения (например, государственная тайна), направлять копию надо без нарушения законодательства о государственной и охраняемой тайне;

-     в случае внеплановой специальной оценки условий труда, проводимой по причине нарушения работодателем требований охраны труда, положение работников не может быть ухудшено в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушением требований.

Например, при организации внеплановой спецоценки условий труда до утверждения отчета о ее проведении запрещено ухудшать положение работников, например, запрещено лишать их дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

 

Штрафы

С 2015 года действует специальная норма, которая устанавливает административную ответственность за нарушение установленного порядка проведения спецоценки условий труда (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

Работодателя могут как предупредить за нарушение, так и оштрафовать (ст. 5.27.1 КоАП РФ): физлицо (ИП) - на сумму от 5000 до 10 000 руб.; организацию - на сумму от 60 000 до 80 000 руб. (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). При повторных нарушениях: организацию могут оштрафовать на сумму до 200 000 руб. или приостановить ее деятельность на срок до 90 суток. ИП - на сумму до 40 000 руб. или приостановить деятельность до 90 суток. Также могут попасть под штраф и должностные лица. Штраф для таких категорий до 10 000 руб. или предупреждение. Если же нарушение выявлено повторно, то штраф уже может достигнуть 40 000 руб. или должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от 1 до 3 лет (п. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

 

Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов

При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ч. 4 ст. 12 Закона № 426-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 27 Закона № 426-ФЗ в настоящее время допускается при проведении измерений вредных и (или) опасных производственных факторов применение методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Аттестация указанных методик (методов) измерений должна быть завершена не позднее 31 декабря 2020 года.

в начало

Приложение № 2

РЕЗОЛЮЦИЯ

круглого стола по теме: «Общественный контроль практики внедрения и оптимизации Методики проведения специальной оценки условий труда»

 г. Москва, Общественная палата РФ, 05 июля 2016 г. 

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственное управление охраной труда, установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда являются одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующим требованиям охраны труда.

Неудовлетворительные условия труда являются постоянным источником профессионального риска, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом из общего числа работающих в Российской Федерации (72,3 миллиона человек) удельный вес работников, занятых на работах с вредными (опасными) условиями труда, составил в 2015 году 39,1% или 28,2 миллиона человек. Наиболее высокий удельный вес занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда зарегистрирован в промышленности - 42,5%, в строительстве - 35,6%, на транспорте - 42,1%.

По результатам общественного мониторинга применяемая с 2014 года специальная оценка условий труда как единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника имеет ряд существенных недостатков, не всегда позволяющих осуществить объективную оценку степени воздействия вредных факторов на здоровье работников.

С принятием приказа Минтруда России № ЗЗн от 24.01.2014 «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» из процедуры

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации количество оценки был исключен широкий круг вредных факторов, ранее подлежащих оценке (например, микроклимат на открытой территории, биологический фактор рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих ремонт и обслуживание канализационных сетей, локальная вибрация на открытой территории). Кроме того, упрощены методики оценки напряженности трудового процесса, вредного воздействия шума, вибрации, световой среды, виброакустических факторов и др. Методика в существующем виде не имеет достаточного научно-медицинского обоснования; в отдельных случаях применяемые для оценки значения параметров вредных производственных факторов не соответствуют гигиеническим нормативам, установленным Роспотребнадзором - уполномоченным на их разработку государственным органом.

При проведении измерений вредных и (или) опасных производственных факторов применяются методики (методы) измерений, допущенные к применению, но не аттестованные в порядке, установленном Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Применение указанных нормативных документов не позволяет получить в полной мере объективные сведения об условиях труда и их классификации, что приводит к снижению класса (подкласса) условий труда, в т.ч. без проведения мероприятий, направленных на их улучшение. Как результат, значительное число работников при проведении специальной оценки условий труда в соответствии с новой методикой лишаются гарантий и компенсаций. Кроме того, в результате перевода рабочего места в допустимые или оптимальные условия труда при применении новой методики право на пенсионное обеспечение может быть сохранено только при условии уплаты работодателем дополнительных взносов, что весьма проблематично в условиях рецессии экономики.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации количество застрахованных лиц, занятых на «списочных» рабочих местах, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и за которых работодателями уплачивается дополнительный тариф страхового взноса, в 2014 году составило 4 002 716 человек, что меньше численности «досрочников» в 2013 году на 138 030 человек.

В октябре 2015 года ФНПР были подведены итоги профсоюзного мониторинга реализации Методики СОУТ в 56 регионах России на 8,5 тысячах предприятиях, на которых трудятся более 3 миллионов человек. В ходе мониторинга были получены данные, свидетельствующие о снижении гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Мониторинг показал, что класс условий труда на 10 % рабочих мест снижен по сравнению с предыдущими результатами аттестации рабочих мест, а в отдельных организациях на 20-30 процентах рабочих мест. Из них в 72 % случаев снижение класса произошло без каких-либо улучшений условий труда, а только за счет применения новой методики оценки.

При этом в 88 % случаев работники были лишены гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

Проблема снижения размеров или отмены компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в результате проведения только оценочных мероприятий, не имеющих ничего общего с реальным улучшением условий труда вызывает многочисленные споры, является предметом обсуждения в широких кругах общественности, органов власти и требует законодательного урегулирования.

7 июня 2016 года на рассмотрение в нижнюю палату Федерального собрания Российской Федерации поступил законопроект, предполагающий внесение изменений в Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ. Авторами документа выступили депутаты Государственной Думы БАЛАШОВ Балаш Курбанмагомедович и КАРМАЗИНА Раиса Васильевна (фракция «Единая Россия). По мнению разработчиков проекта поправок подмена понятий «условия труда» и «класс условий труда» противоречит по смыслу части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и допускает снижение размеров или отмену компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в результате проведения только оценочных мероприятий, не имеющих ничего общего с реальным улучшением условий труда. В связи с этим предлагается дополнить часть 3 статьи 15 указанного закона положением о возможности пересмотра размеров компенсаций в отношении работников только после проведения на их рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.

Рассмотрев и обсудив вопросы повестки дня, участники Круглого стола считают важным:

1.                 Признать, что улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровья работников на рабочих местах и достижение «нулевого риска» являются неотложным приоритетом в деятельности организаций всех форм собственности. Безопасные и здоровые рабочие места являются двигателем прочного и устойчивого роста производства и деятельности компаний, а также здоровья работающих.

2.                 Отметить, что действующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы специальной оценки условий труда, не в полной мере позволяет осуществить объективную оценку степени воздействия вредных факторов на здоровье работников и требует существенной доработки.

3.                 Подготовить и направить в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложения о внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда с учетом предложений участников заседания круглого стола.

4.                 Продолжать общественный контроль и мониторинг применения законодательства о специальной оценке условий труда с учетом необходимости

соблюдения прав и законных интересов работников в области охраны труда с привлечением широкого круга лиц.

5.                Ускорить процесс аттестации методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.

 

Заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской

Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе

и взаимодействию с общественными советами                                                                             В.Н.Ковальчук

в начало  

 

Об итогах работы машиностроительного комплекса

России в I полугодии 2016 года.

(по материалам Росстата и ЦК профсоюза)

Индекс промышленного производства в I полугодии 2016 г. 2015 г. по сравнению с I полугодием 2015 г. составил – 100,4%.

Индекс производства по виду деятельности «Обрабатывающие производства» в 2015 г. составил – 99,1%, в т.ч.:

«Производство машин и оборудования» - 102,8%;

«Производство транспортных средств и оборудования» - 94,6%;

«Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» - 96,9%;

«Производство готовых металлических изделий» - 103,7%.

По основным видам машиностроительной продукции увеличилось производство: турбин газовых - на 89,5%; генераторов для получения генераторного  ли водяного газа; ацетиленовых или аналогичных газогенераторов;  установок для дистилляции или очистки - на 31,5%; оборудования и установок для фильтрования или очистки жидкостей - на 11,5%; установок; сеялок тракторных на 86,4%; комбайнов зерноуборочных - на 34,3%; станков металлорежущих - на 7,6%; оборудования для производства бумаги и картона - на 13,7%; приборов и инструментов навигационных, метрологических, геодезических, геофизических и прочих - на 8,6%; автомобилей грузовых - на 4,4%; кузовов для автотранспортных средств - на 35,8%; автокранов - на 41,9%; тепловозов маневренных и промышленных – на 20,3%; вагонов грузовых магистральных - на 3,1%; вагонов метрополитена — на 41,2%.

По большинству видов экономической деятельности в обрабатывающих производствах объемы производства значительно снизились, в т.ч.: станков-качалок - на 45,5%; кранов мостовых электрических - на 19,4%; сталеплавильного оборудования и литейных машин - на 50%; установок буровых для эксплуатационного и глубокого и разведочного бурения - на 45,5%; автогрейдеров - на 13,8%; автомобилей легковых - на 17,9%; прицепов цистерн для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей - на 30,9%; электровозов магистральных - на 20,3%;

Индекс цен производителей промышленных товаров в июне 2016 г. относительно предыдущего месяца составил 102,7%.

По видам экономической деятельности в I полугодии 2016 г. к I полугодию 2015 г. составил:

«Производство машин и оборудования» - 12,6%;

«Производство транспортных средств и оборудования» - 109%;

«Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» - 107,7%;

«Производство готовых металлических изделий» - 102,2%.

Индекс потребительских цен в июне 2016 г. по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,4%, в т.ч. на продовольственные товары - 100,1%; непродовольственные товары - 100,5%; услуги - 100,6%.

Индекс потребительских цен в I полугодии 2016 г. к I полугодию 2015г. составил 107,8%.

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников организаций в июне 2016 г. составила 38590 руб. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 9%, в I полугодии 2016 г. - на 7,8%.

 

в начало

Некоторые показатели уровня жизни населения в I полугодии  2016 года.

 

Прожиточный минимум трудоспособного населения РФ в

II кв. 2016 г.

 

10722 руб.

Численность безработных (по методике МОТ) в июне 2016г.

 

4,2 млн. чел.

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости

1 млн. чел.

 

Индекс потребительских цен в июне 2016г. к  декабрю 2015 г.  составил:

 

103,3%

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по РФ в июне 2016 г. составила:

 

38590 руб.

 в т.ч. по видам экономической деятельности (май 2016 г.):

 

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

84580 руб.

Обрабатывающие производства

34359 руб.

из них:

 

Производство нефтепродуктов

97777 руб.

Прозводство, передача и распределение электроэнергии

      53436 руб.

Металлургическое производство

41063 руб.

Химическое производство

45000 руб.

Производство и распределение газообразного топлива

37165 руб.

Производство транспортных средств и оборудования

38306 руб.

Производство машин и оборудования

34598 руб.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

40724 руб.

Производство готовых металлических изделий

29080 руб.

Организации Ростехрегулирования (по всем организациям, за 2014 г.)

- ЦСМ

- научные организации

 

57338 руб.

56526 руб.

66095 руб.

Транспорт и связь,

из них: деятельность железнодорожного транспорта;

транспортирование по трубопроводам;

Связь

46551 руб.

46378 руб.

139588 руб

42711 руб.

Строительство

31563 руб.

Текстильное и швейное производство

16578 руб.

Сельское и лесное хозяйство

21037 руб.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

30664 руб.

Образование

31749 руб.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

 

41481 руб.

Финансовая деятельность

80603 руб.

Научные исследования и разработки

61277 руб.

 

в начало  

КОНСУЛЬТАЦИИ, ОБЪЯВЛЕНИЯ

 О молодежных форумах 

В соответствии с письмами Некрасова С.Г. - Первого заместителя предсе­дателя ФНПР от 31 мая т.г. исх.№ 102-112/260 и Келехсаевой Г.Б. - заместителя председателя ФНПР от 27.06.16 исх.№ 106-112/330 информируем вас о том, что Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) организует Всерос­сийские форумы, основными задачами которых являются: стимулирование со­циально-экономической активности молодёжи, повышение конкурентоспособ­ности молодёжи на рынке труда, создание молодых сообществ с целью посто­янного вовлечения рабочей молодёжи в процессе развития экономической и со­циальной сфер регионов РФ, создание условий труда для самореализации про­фессионального и творческого развития рабочей молодёжи, поддержка и взаи­модействие с общественными организациями и движениями, патриотическое воспитание молодёжи, вовлечение её в здоровый образ жизни и занятия спор­том, формирование активной гражданской позиции и др.

Планируется проведение ряда образовательных форумов. Приглашаем представителей ваших организаций в возрасте до 35 лет принять участие в ос­тавшихся сменах:

1.      Северо-Кавказский молодёжный форум «Машук-2016», 05-19 августа (www.машукфорум.рф)

2.      Всероссийский молодёжный образовательный форум «Итуруп», 06 ав­густа - 03 сентября.

3.   Окружной молодёжный форум «Родная Гавань», 26 августа - 01 сентяб­ря.

4.    Всероссийский конкурс «Доброволец России), 25-26 сентября.

5.  Международный молодёжный образовательный форум «Евразия», 07 - 11 сентября.

6.    Всероссийский молодёжный фестиваль патриотической песни «Я люб­лю тебя, Россия!», 01-25 декабря.

Представителю необходимо пройти предварительную регистрацию на сайте: www.ais.fadm.gov.ru

Информацию о делегированных участниках на форум направить за две недели до начала соответствующего форума в Департамент организационной работы и развития профсоюзного движения Аппарата ФНПР по электронной почте fnpr@list.ru, тема письма «Форум «Название форума».

Оплата образовательной программы и питания производится согласно положению соответствующего форума. По вопросу проезда участников до мес­та проведения форума уточнять у органов исполнительной власти, осуществ­ляющих молодёжную политику в вашем регионе, после подтверждения регист­рации участника.

Тел. для справок: (495) 938-89-50, 938-75-19.

в начало  

Об обучении профактива 

Руководителям профорганизаций  

Институт профсоюзного движения ОУП ВО «АТиСО» объявляет набор слушателей по программам дополнительного профессионального образования:

1.Для преподавателей системы профсоюзного образования по программе повышения квалификации «Современные образовательные технологии в системе обучения профсоюзных кадров и актива», 120 часов. Освоение программы в 3 этапа. 1 этап состоится с 21 по 25 ноября 2016 г. Стоимость обучения: 48900 рублей

Стоимость обучения на 1 этапе: 16300 рублей.

2.По программе повышения квалификации «Делопроизводство в профсоюзных организациях, статистическая отчетность ФНПР», 40 часов.

Обучение по программе с 12 по 16 декабря 2016 г. Стоимость обучения: 16700 рублей.

По завершении обучения по программам повышения квалификации слушатели получают удостоверения установленного образца.

Стоимость проживания в Доме студентов (ул. Тихая, д. 30) 2500 рублей в сутки с учетом трехразового питания.

Заявки по прилагаемой форме просим присылать по e-mail: ipdatiso@mail.ru или по факсу: 8(495)350-38-71.

Телефоны для справок: 8(495)350-38-71, 8(495)350-38-49. 

--- х ---

119119, Москва, Ленинский проспект, д. 42, корп.5

ИНН 7736076058, КПП 773601001

Расчетный счет 40703810900000180001

Корреспондентский счет 30101810345250000664

в Банке "Солидарность" АО г. Москва БИК 044525664

E-mail: info@rosprofmash.ru

сайт:http://www.rosprofmash.ru/

Информационный бюллетень № 8 август 2016 г.

Роспрофмаш

119119, Москва, Ленинский проспект, 42

 в начало