ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й  К О М И Т Е Т

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

«Организация работы представителей выборного органа первичной профсоюзной организации

в составе комиссии, проводящей специальную

оценку условий труда»

 

  

Москва

 2016 г.

 

 

В в е д е н и е

 

Закон о специальной оценке условий труда (СОУТ вступил в действие с 1 января 2014 года. В ходе его  разработки профсоюзам пришлось приложить серьезные усилия, чтобы документ носил взвешенный характер и предоставлял приоритетное, как первоначально предлагалось социальными партнерами, принятие решений работодателями, направленных, в том числе на сокращение социальных гарантий работников (в целях оптимизации социальных льгот и гарантий).

Несмотря на усилия профсоюзов, закон о специальной оценке условий труда и, прежде всего, Методика по проведению работы по реализации положений этого закона, с точки зрения профсоюзов, не удалось в полной мере гармонизировать с санитарным и трудовым законодательствами.

Несмотря на то, что у профсоюзных организаций имеется значительный опыт деятельности в области охраны труда в отстаивании прав и гарантий работников, занятых на вредных и (или) опасных работах, перед ними стоит очень ответственная задача по обеспечению обоснованной и справедливой оценки условий труда. От этого будет зависеть объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций; доплаты к тарифу (окладу); сокращенный  режим работы; дополнительный отпуск; досрочный выход на пенсию.

За прошедшее время после вступления СОУТ в действие в ЦК профсоюза не поступало (пока) официальных сообщений от профорганизаций и работников предприятий о нарушениях при проведении СОУТ, но, учитывая, что эта работа будет носить постоянный характер, в том числе в связи с введением новых производств и модернизаций действующих, профорганизациям необходимо совершенствовать свою деятельность в этой области.

При этом важно помнить, что закон предоставляет профсоюзным представителям право обязательного включения в состав комиссий по проведению СОУТ и определяет их статус как постоянных членов. От их конструктивной работы в комиссиях зависит имидж профорганизации и профсоюза. Поэтому действия представителей профсоюза и его организаций должны быть последовательными  и ответственными, так как в случае не предотвращения нарушений при проведении СОУТ (составление графика проведения СОУТ, определение перечня рабочих мест и вредных (опасных) факторов, подлежащих изменениям и др.) и подписания документов в составе комиссии будут нарушены права работников и будет крайне сложно отстаивать их права в госорганах и суде.

Данные методические рекомендации нацелены на повышение профессионального уровня профсоюзных кадров и актива, и оказание помощи представителям профсоюза в работе комиссии по СОУТ.

 

Термины и определения

Специальная оценка условий труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по спецоценке и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и исследования, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета спецоценке условий труда. Организация, проводящая спецоценку, должна быть не аффилированным лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной организацией проводится специальная оценка условий труда.

Аналогичные рабочие места - это рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при спецоценке 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

Оптимальные условия труда (1 класс) - условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимые условия груда (2 класс) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а' измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредные условия труда (3 класс) - условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе, по степени вредности подклассы З.1, 3.2, 3.3, 3.4.

Опасные условия труда (4 класс) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, ровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. (Ст. 209 ТКРФ).

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. (Ст. 209 ТК

РФ).

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Гигиенические критерии - показатели, характеризующие степень отклонения параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Рабочая зона - пространство высотой до 2 метров над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного (непостоянного) пребывания работников (ГОСТ 12.1.005-88).

Часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, на котором один или несколько работников выполняют одну и ту же работу или операцию.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ)

Рабочее место постоянное - место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 процентов или более 2-х часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона (ГОСТ 12.1.005-88).

Нестационарные рабочие места - рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная, необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств. К таким факторам относятся: сенсорные нагрузки, степень монотонности нагрузок и др.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

                                                                   

Цели проведения СОУТ

 

Результаты СОУТ используются в целях:

1)      разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2)     информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных: и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3)     обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной зашиты:

4)   осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5)     организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6)         установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

7)    установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8)       расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

9)      обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10)   подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11)      решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12)           рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13)      определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно- бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14)        принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15)   оценки уровней профессиональных рисков;

16)     иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

СОУТ в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, осуществляется по специальным нормативно - правовым актам (ч.5ст.8 ФЗ- 426).

В остальных случаях СОУТ должна проводиться на всех рабочих местах от рядового работника до руководителя организации.

СОУТ проводится 1 раз в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч.4ст.8 ФЗ-426).

Если до 01.01.2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест, то в течении 5 лет с момента издания приказа о ее завершении можно не проводить СОУТ (ч.4ст,27 ФЗ-426). .

Внеплановая (до истечения 5 - летнего периода) СОУТ проводится в следующих случаях (ч.1  ст.17 ФЗ-426):

1.     ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест:

 

2.    получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;

3.    изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;

4.    изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;

5.    изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;

6.    произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7.    наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

 

Этапы проведения СОУТ и действиях

профсоюзной организации на всех этапах

 

Прежде, чем начнутся замеры на рабочих местах, производимых лабораторией организации, проводящей СОУТ, требуется внимательно разработать перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ и Перечень вредных (опасных) производственных факторов, подлежащих измерениям. Для разработки последнего перечня, как правило, привлекаются эксперты специализированных организаций, проводящих работы по СОУТ. Эти документы отражают объем (ассортимент) измеряемых факторов, место проведения измерений, время контакта с вредными факторами в течение рабочей смены, аналогичные рабочие места, источники вредных факторов и др. Тщательное и качественное составление данных Перечней в итоге влияет в целом на объективность проведения СОУТ.

Этап 1. Определение состава комиссии по проведению СОУТ (ч.1 ст.9 ФЗ-426).

Состав комиссии по проведению СОУТ должен быть нечетным:

1.Представители работодателя (руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники-специалисты в области гигиены труда).

2.Специалист по охране труда.

3.Представители выборного органа первичной профсоюзной организации ( любое количество, ограничений нет).

Для организаций, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии должны войти (ч.З ст.9 ФЗ-426):

работодатель - лично сам индивидуальный предприниматель, или работодатель - руководитель организации (директор и т.п.),

специалист по охране труда - работник данной организации, или привлекаемый по гражданско-правовому договору, или представитель специализированной организации, привлекаемой для осуществления функций службы (специалиста) охраны труда.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.

Вопрос о представителях должен быть рассмотрен на заседании профкома официально, а выписка из протокола о включении представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в постоянно действующую комиссию по спецоценке передана работодателю.

Так как число членов комиссии должно быть нечётным - то это предполагает принятие решений путём голосования. В связи с этим, представителям работников в составах постоянно действующих комиссий необходимо требовать протоколирования всех заседаний комиссии и четко отслеживать, чтобы в протоколах фиксировались все без исключения предложения и замечания в ходе заседания комиссии.

ВАЖНО

1.Законодательство не предусматривает создания в структурных подразделениях и филиалах организации отдельных комиссий по СОУТ, однако не запрещает формирования рабочих групп (подкомиссий) в помощь комиссии по СОУТ, но без права подписи карт СОУТ и других документов официального Отчета.

2.Законодательство не предусматривает обязательного обучения вопросам СОУТ членов комиссии, но на практике знания, полученные в ходе организованного обучения в учебном центре, окажут неоспоримую помощь всем участникам процесса (членам комиссии, подкомиссий).

В программе обучения рекомендуется предусматривать вопросы выбора методик (методов) измерений, разновидностей приборов и приемов работы с ними, способы регистрации показателей измерений и т.д.

Этап 2. Издание Приказа о проведении СОУТ, составе и порядке деятельности комиссии по проведению СОУТ (ч.2 ст.9 ФЗ-426).

ВАЖНО

1.     Приказ должен устанавливать:

- лиц. ответственных за заключение гражданско-правового договора со специализированной организацией на проведение СОУТ;

-лиц, ответственных за доведение информации о проведении СОУТ в организации до руководителей структурных подразделений и иных заинтересованных сторон; .

-лиц, ответственных за обеспечение доступа экспертов организации, оказывающей услуги по проведению СОУТ к рабочим местам,

-лиц, ответственных за предоставление необходимой информации, материалов и документации относящейся к целям СОУТ; -сроки завершения работ по СОУТ; -лицо, контролирующее выполнение приказа.

2. Члены комиссии должны быть ознакомлены с приказом под роспись.

 

 

ОБРАЗЕЦ №1

 

На бланке организации

П Р И К А З  №________

                                       от « »                                                  20 г.

О проведении специальной оценки условий труда,

составе и порядке деятельности комиссии по

проведению специальной оценки условий труда .

 

В целях реализации ст.212 Трудового Кодекса РФ, Федерального закона от 28.12.2013 г. Лг°426-Ф3 «О специальной оценке условий труда»,-

ПРИКАЗЫВАЮ:

 Создать постоянно действующую комиссию по проведению специальной оценки условий труда в составе:

Председатель комиссии _______________________________________

                                                         (ФИО, должность)

Члены комиссии _____________________________________________

                                                         (ФИО, должность)

                             _____________________________________________

                                                          (ФИО, должность)

 

 

2. Председателю комиссии по проведению специальной оценки условий труда    …

2.1. организовать работу по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.13.2013 г. и иных нормативных правовых документов,

регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда.

2.2.разработать и утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда с указанием аналогичных рабочих мест, в срок до «                           »______ 20_____ г.

2.3.сформировать и утвердить перечень вредных и (или) опасных факторов, подлежащих измерениям, в срок до «______________ »______ 20 г.

2.4.разработать совместно с привлекаемой по гражданско-правовому договору специализированной оценивающей организацией график проведения специальной оценки условий труда и предоставить его мне на утверждение в срок до «   »       20     г.

2.5.все       заседания комиссии оформлять протоколом, а возражения и несогласия членов комиссии - особым мнением.

2.6.завершить работы по проведению специальной оценки условий труда и утвердить отчет о ее проведении в срок до «___»____________20___г.

3. Руководителю службы охраны труда (специалисту по охране труда)……… определить оценивающую организацию(ции), которую(ые) необходимо привлечь для проведения специальной оценки условий труда и соответствующую требованиям Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. в срок до «_____»____________20___г.

4. Начальнику юридического отдела……. подготовить договор на предоставление услуг по проведению специальной оценки условий труда с организацией, определенной специалистом по охране труда для проведения специальной оценки условий труда в срок до «____»__________20___г.

 

5.Руководителям структурных подразделений, чьи сотрудники являются членами комиссии, освободить работников, указанных в пЛот выполнения своих непосредственных обязанностей на время проведения рабочих заседаний комиссии и возложить их обязанности на других лиц.

6.Специалисту по делопроизводству     довести информацию о проведении специальной оценки условий труда в организации до руководителей структурных подразделений и иных заинтересованных сторон, срок «___»_____________20____г.

7.Заместителю директора по производству      обеспечить доступ экспертов организации, оказывающей услуги по проведению специальной оценки условий труда к рабочим местам, а также обеспечить им предоставление необходимой информации, материалов и документации, относящейся к целям специальной оценки условий труда.

8.Контроль выполнения приказа оставляю за собой.

 

_________________                ______________             ______________

 (Руководитель организации)                   (подпись)                           (ФИО)

 

Этап 3. Разработка и утверждение перечня рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест (ч.5 ст.9 ФЗ-426).

Правильная и квалифицированная разработка перечня рабочих мест является залогом успеха всей процедуры СОУТ. Отправной точкой при разработке перечня являются понятия рабочего места и рабочей зоны. За основу формирования рабочих мест необходимо брать штатное расписание, должностные (рабочие) инструкции и трудовые договоры. Ошибочным является решение определять рабочие места в привязке к оборудованию или территориальному местоположению.

Перечень рабочих мест для облегчения всей последующей работы должен содержать следующую информацию:

- численность работающих на рабочем месте, из них женщин, лиц в возрасте до 18 лет, инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте.(Строка 020карты СОУТ);

-СНИЛС работников (Строка 02 карты СОУТ);

продолжительность рабочей недели, сменности, наличия регламентированных перерывов и ах продолжительность на рабочих местах;

-выделение рабочих зон и времени пребывания, в них в течение рабочей смены;

-определение времени контакта работников с вредными и опасными производственными факторами за рабочую смену на рабочих местах с использованием актов хронометражей, характеристики выполняемой работы в течение рабочей смены и др. (ч.4 ст. 16 ФЗ-426);

-коды выпуска ЕТКС (наименование КС) с наименованием разделов, параграфов и категорий персонала (Строка 010 карты СОУТ).

Вместе с перечнем рабочих мест необходимо подготовить перечень используемых на рабочих местах оборудования, приспособлений, инструментов и используемых материалов (с указанием серийного номера, марки, года выпуска, срока эксплуатации и др.), видов применяемого сырья и материалов (Строка 022 карты СОУТ).

В формировании вышеуказанных перечней участвуют представители отдела труда, отдела кадров, специалисты службы охраны труда, руководители структурных подразделений.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

Как правило, экспертная организация запрашивает у заказчика СОУТ (работодателя) необходимые вышеперечисленные документы для использования при оформлении материалов СОУТ и проведения расчетов при определении класса условий труда. Документы, в основном, передаются исполнителю электронной почтой. Представителям профсоюза, как и другим членам комиссии, необходимо согласовывать передаваемую информацию, т.к. ответственность за формирование перечня лежит в целом на комиссии.

ВАЖНО

Время выполнения каждой технологической операции на рабочем месте, в рабочих зонах определяется путем изучения локальных нормативных актов, опроса работников и их непосредственных руководителей, а также проведением хронометража. Время выполнения технологических операций на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами (нестационарные рабочие места) определяется экспертом (Статья 16 ФЗ-426). Подготовка комиссией материалов для эксперта заранее, в том числе время контакта с вредными производственными факторами, не противоречит требованиям ФЗ-426, но значительно снижают вероятность ошибок эксперта.

Представителям профсоюза важно изучить действительное время нахождения работника(ов) в определенных рабочих зонах в течение рабочей смены для последующего объективного отражения времени контакта с вредными производственными факторами в Перечне.

Этап 4. Выбор организации, привлекаемой по гражданско-правовому договору для проведения СОУТ.

Организация (работодатель) на конкурсной основе или по прямым договорам определяет организацию (организации), уполномоченную(ые) на проведение СОУТ и отвечающую требованиям статьи 19 Ф3426.С этой целью Организация (работодатель) запрашивает у претендентов на заключение гражданско-правового договора документы в соответствии с требованиями п.З ч.1 ст.4 и П.2.С.2 ст.6 ФЗ-426.

Сроки проведения СОУТ оговаривается в договоре с организацией на проведение СОУТ, с учетом штатной работы (загруженности) технологического оборудования.

ВАЖНО

Комиссии важно ознакомиться с Договором с организации, привлекаемой по гражданско-правовому договору для проведения СОУТ и требованиям, предъявляемым Заказчиком к Исполнителю.

Организации, аккредитованные ранее как аттестующие организации, могут проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них на 01.01.2014г. аттестатов аккредитаций, но не позднее 31.12.2018г. (ч.1 ст.27 ФЗ-426).

Подобрать, такую организацию, можно на странице аккредитованных организаций по ссылке http://rao.rosrnintrud.ru/.

Перед заключением договора необходимо:

1.проверить учредительные документы организации (название организации, ИНН, КПП, ОРГН, юридический адрес) на сайте Федеральной налоговой службы (еgrul.nalog.ru) или по ответу на запрос из ФНС;

2.потребовать документы, подтверждающие соответствие специализированной организации требованиям статьи 19 ФЗ-426;

3.проверить свидетельство о внесении в государственный Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, сравнить с соответствующей записью на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ;

4.изучить     аттестат аккредитации и область аккредитации. В области аккредитации должны быть указаны все факторы, имеющиеся на рабочих местах и срок действия аттестата аккредитации перекрывает сроки проведения СОУТ; изучить текст договора. В договоре должно быть указано, какие документы, сведения и информацию работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ, а гак же условия, которые работодатель должен обеспечить для проведения СОУТ(ст.4 ФЗ-426). В случае не представления этих сведений, документов и информации, организация, проводящая СОУТ, обязана не приступать или прекратить выполнение работ (п.4. ч. 2 ст.6 ФЗ-426).

Также, в договоре отражается перечень документов, подготавливаемых организацией, проводящей СОУТ, определяется, будет ли она участвовать в разработке графика проведения СОУТ, перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, декларации о соответствии условии труда и т.д.

До начала проведения СОУТ профсоюзу важно инициировать проведение организационного заседания всех членов комиссии (подкомиссий) с экспертной организацией, где оговорить порядок взаимодействия с работниками и представителями профсоюза.

В договоре должно быть предусмотрено взаимодействие по сбору и учету предложений работников для определения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах (п.4 ч.З ст.10; ч.2 ст.12 ФЗ-426).

Этап 5. Разработка и утверждение графика проведения СОУТ(ч.1 ст.9 ФЗ-426).

График проведения СОУТ должен составляться комиссией по С.ОУТ с участием специализированной оценивающей организации, привлекаемой по гражданско-правовому договору на проведение СОУТ. В графике должны быть предусмотрены мероприятия, ответственные лица и сроки выполнения мероприятий. Соблюдение сроков, установленных в графике, позволяет выполнить работы по СОУТ своевременно, спланировать заблаговременно участие работников, специалистов профсоюзов в значимых процедурах.

Этап  6. Формирование информации о рабочих местах (Приложение 3, раздел III к Приказу Минтруда РФ №33н от 24. 01. 2014 г).

В целях заполнения строк 20, 30 и 40 карт специальной оценки условий труда Организация (работодатель) силами отдела труда, отдела кадров, отдела снабжения, службы охраны труда подготавливает списки:

1.     Доплат к тарифной ставке (окладу) для рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда.

2.     Профессий и должностей, имеющих ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда (с указанием оснований), профессий и должностей, имеющих сокращенную рабочую неделю за работу во вредных условиях труда (с указанием оснований).

3.     Профессий и должностей, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии (с указанием оснований).

4.     Рабочих мест (профессий и должностей), на которых выдаётся молоко или другие равноценные пищевые продукты.

5.      Рабочих мест (профессий и должностей), на которых выдаётся лечебно-профилактическое питание.

6.     Рабочих мест, имеющих ограничения по подбору кадров (женщин, подростков, инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте).

7.     Должностей и профессий, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медосмотрам, с указанием периодичности прохождения медосмотров по каждому рабочему месту.

8.     Списка фактически выдаваемых работникам СИЗ на рабочих местах, спецодежды, спецобуви с приложением техдокументации согласно требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты». Материалы формируются при проведении процедуры оценки эффективности СИЗ для снижения Класса (подкласса) условий труда.

Этап 7. Составление списков рабочих мест, которые подлежат и не подлежат процедуре идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Так как алгоритм проведения СОУТ на рабочих местах, подлежащих и не подлежащих идентификации, существенно различается, важно разделить все рабочие места на 2 группы.

1  группа:

Идентификация не осуществляется в отношении:

1)       рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе входящих в Списки № 1 и № 2;

2)  рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда - т.е. включенных в Списки на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, сокращённую рабочую неделю (рабочий день), доплаты за работу во вредных условиях труда и др.;

3)  рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда

2   группа:

Все остальные рабочие места, подлежат идентификации.

Этап 8. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Эксперт организации, привлекаемой по гражданско-правовому договору для проведения СОУТ, идентифицирует, т.е. проводит процедуру сравнения выявленных им вредных и опасных факторов в ходе обследования и осмотра рабочих мест, опроса работников, изучения и анализа ранее перечисленных и собранных комиссией документов и материалов(техническая документация на оборудование, проекты, результаты ранее проведенных измерений вредных факторов и т.п.) с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение №2 к Приказу Минтруда № ЗЗн).

В случае совпадения наименований выявленных экспертом потенциально вредных (опасных) факторов и факторов, указанных в соответствующих разделах Классификатора, выявленные потенциально вредные (опасные) факторы признаются экспертом идентифицированными и подлежат измерениям.

В случае несовпадения наименований выявленных факторов с факторами, указанными в соответствующих разделах Классификатора, выявленные факторы признаются не идентифицированными. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми, измерения на них не проводятся.

Работодатель в течение 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, подает в государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

Результаты идентификации оформляются экспертом в виде заключения, которое утверждается комиссией по СОУТ.

ВАЖНО

Декларированию не подлежат рабочие места, в отношении которых проводились исследования и измерения вредных факторов, но по результатам измерений рабочее место отнесено к классам условий труда 1 или 2 (оптимальные или допустимые).

Этап 9. Формирование перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Эксперт организации, привлекаемой по гражданско-правовому договору для проведения СОУТ определяет (составляет) в соответствии с перечнем вредных и опасных факторов, указанных в чч. 1 и 2 статьи 13 ФЗ-426, перечень подлежащих исследованиям и измерениям вредных (опасных) производственных факторов. Данную работу эксперт осуществляет путем изучения и анализа ранее перечисленных и собранных комиссией по СОУТ, полученных в ходе обследования и осмотра рабочих мест, опроса работников документов и материалов и передает его в комиссию по СОУТ(ч.7 ст. 10 ФЗ-426).

На основании составленного экспертом перечня комиссия формирует (Статья 12 ч.2 ФЗ-426) Перечень вредных и опасных производственных факторов, подлежащих измерениям, по каждому рабочему месту, в том числе в рабочих зонах, в виде таблицы, аналогичной указанной в разделе II Приложения 3 к Приказу Минтруда РФ №33н от 24.01.2014г. (См. ОБРАЗЕЦ №4). В Перечне указывается время контакта с вредными и опасными производственными факторами в часах (минутах).

При формировании Перечня вредных и опасных производственных факторов для их последующих измерений комиссией должны учитываться:

1.      Производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов.

2.        Информация от руководителей (мастеров, начальников участков), представителей профсоюзной организации цеха, самого работника об условиях труда на рабочих местах (участках), о вредных факторах, имеющихся на производстве в каждом подразделении (цехе), где выполняет работник свои должностные обязанности.

3.   Программа производственного (лабораторного) контроля организации.

4.Результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках производственного лабораторного контроля, аттестации рабочих мест, результаты, полученные при проведении измерений испытательными лабораториями государственных надзорных органов в рамках плановых (внеплановых) надзорных проверок.

5.Перечни вредных факторов, на основании которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников.

6.Случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, присутствующих на его рабочем месте.

7.Предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Выше указанную информацию возможно сформировать только объективно проанализировав штатное расписание, трудовые договоры с работниками, занятыми на данных рабочих местах, должностные, производственные (технологические) инструкции, программы проведения первичных инструктажей, инструкции по охране труда, иные документы, регламентирующие обязанности работников, комплекты нормативных правовых актов, содержащие государственные требования охраны труда с учетом специфики деятельности организации.

 

ВАЖНО ЗНАТЬ:

От того, насколько квалифицированно будет сформирован Перечень подлежащих измерениям вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах настолько качественно будет проведена специальная оценка условий труда, минимизированы риски последующих судебных разбирательств по вопросам, связанным с установлением гарантий и компенсаций для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями т руда.

 

ВНИМАНИЕ!

1.    Перечень химических веществ и АПФД (аэрозоли преимущественно фиброгенного действия), подлежащих оценке  оформляется на отдельном листе.

2.  Важно указание времени воздействия оцениваемых факторов. Даже при правильно проведённых замерах манипуляции со временем воздействия вредного фактора позволяют уменьшить степень вредности, либо и сам класс условий труда.

 

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям

Инди ви-ду аль- ный номер рабо­чего места

Наименование рабочего места и источников

вредных и (или) опасных факторов производствен­ной среды и трудового процесса

Числен­ность работни

ков, занятых

на данном рабоче м месте (чел.)

Налич

ие анало гич-н ого рабоч его места (рабо чих мест)

Наименование вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и продолжительность их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены) (%, час.)

химический фактор

биологический фактор

Физические факторы

аэрозоли преимущественно фиброгенного действия

шум

инфразвук

ультразвук воздушный

вибрация общая

вибрация локальная

электромагнитные поля фактора Неионизирующие поля и излучения

ультрафиолетовое излучение фактора неионизирующие поля и излучения

лазерное излучение фактора неионизирующие поля и излучения

ионизирующие излучения

микроклимат

световая среда

тяжесть трудового процесса

напряженность трудового процесса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

12

13

14

15

16

17

18

19

20

105

Электромонтёр по ремонту и обслу­живанию электро­оборудования

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастерская

 

 

10

 

 

10

 

 

 

 

 

 

10

 

10

10

10

10

Стан 280

 

 

30

 

30

30

30

30

30

30

30

 

 

 

30

30

30

30

Газоочистка

 

 

30

 

30

30

30

30

30

30

30

 

 

 

30

30

30

30

Кабельный тоннель

 

 

30

 

30

30

30

30

30

 

30

 

 

 

30

30

30

30

 

Этап 10. Составление схем рабочих мест (эскизов помещений) (Глава III, ч.16 п. 12 Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 24.01.14 г. № ЗЗн).

Комиссия по СОУТ (подкомиссия структурного подразделения) рассматривает с представителями профсоюза и работниками рабочие места, рабочие зоны с указанием в эскизах мест размещения оборудования и конкретных точек исследований и измерений (отбора проб).

Схемы можно не составлять, при проведении исследований эксперт сам подготовит такие схемы. Однако, во избежание ошибок, необходимо сопровождать эксперта не просто представителю работодателя, а непосредственному руководителю структурного подразделения, представителю от профсоюза или самим работникам, занятым на данных рабочих местах, которые могут дать исчерпывающие пояснения.

Эффективнее подготовить для эксперта эти документы заранее.

При определении точек отбора проб для измерения химических веществ и АПФД в воздухе рабочей зоны ВАЖНО ЗНАТЬ и УЧИТЫВАТЬ:

Особенности технологического процесса (непрерывный, периодический), температурный режим, количество выделяющихся вредных веществ и др.;

Физико-химические свойства контролируемых веществ (агрегатное состояние, плотность, летучесть и др.) и возможность превращения последних в результате окисления, гидролиза и др. процессов;

Класс опасности и особенность действия веществ на организм;

Планировку помещений (этажность здания, наличие межэтажных проемов, связь со смежными помещениями и др.);

Количество и вид рабочих мест (постоянные, непостоянные, аналогичные);

Фактическое время пребывания работника на рабочем месте в течение смены.

На основании полученных материалов и проведенного анализа, с учетом технологического процесса, результатов ранее проводимых исследований выявляют рабочие места (рабочие зоны) и технологические операции, при которых в воздушную среду производственных помещений выделяются вредные вещества и где они могут быть максимальным.

После формирования Перечня вредных и (или) опасных факторов, подлежащих исследованиям, и определения точек отбора проб переходят к самой процедуре проведения измерений.

Этап 11. Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды на рабочих местах.

Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды на рабочих местах проводятся организацией, привлекаемой по гражданско-правовому договору для проведения СОУТ.

Согласно п.1 ч.1 ст.5 ФЗ-426 «работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте».

Для реализации права работника на участие в оценке условий труда необходимо накануне проведения измерений (исследований) оповестить работников структурных подразделений о конкретной дате проведения измерений согласно графика.

Инструментальные измерения должны проводиться в присутствии работника и (или) его представителей из комиссии по СОУТ(подкомиссии), и непосредственного руководителя работ только после сформированного комиссией (подкомиссией) Перечня (шаг 8) и мест отбора проб (шаг 9).

Результаты исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды на рабочих местах оформляются протоколами, которые являются частью отчета о проведении СОУТ.

ВАЖНО:

1.       Исследования (испытания) и измерения вредных и опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и опасных факторов. (Глава III, п. 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 24.01.14 г. № ЗЗн). Это означает, что в момент отбора проб и проведения измерений соблюдаются требования технологических регламентов производственных процессов. Измерения недопустимо проводить в момент технологического простоя, ремонта или регламентированного перерыва.

2.      Оценка параметров микроклимата производится для всех рабочих мест, находящихся в производственных помещениях с наличием технологического оборудования, являющегося искусственным источником тепла и (или) холода.

3.    Исследования параметров микроклимата на рабочем месте проводятся при наличии в производственном помещении технологического источника тепла (Глава IV, п.47 Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 24.01.14 г. № ЗЗн).

4.   На рабочих местах «горячих» цехов, участков предпочтительно осуществлять измерения параметров микроклимата в теплый период года, когда условия труда по данному фактору являются наиболее неблагоприятными для работников. Представителям профсоюза необходимо инициировать рассмотрение данного вопроса на комиссии и закрепить соответствующий период измерений в графике проведения СОУТ.

5.    Представители профсоюза имеют право фиксировать показания приборов в ходе проведения испытаний и измерений для последующего сравнения с фактическим значением уровней вредных факторов в протоколах измерений, особенно по тем факторам, которые являются определяющими для установления профзаболеваний и предоставления гарантий и компенсаций.

Этап 12. Оценка факторов трудового процесса на рабочих местах (тяжесть, напряженность)

Проведение работ по оценке тяжести и напряженности трудового процесса производится экспертом организации, привлекаемой по гражданско-правовому договору для проведения СОУТ, в присутствии непосредственного руководителя работ, работника и его представителей с применением хронометражных наблюдений.

Результаты оценки тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах оформляются протоколами, которые являются частью отчета о проведении СОУТ.

Учитывая то, что в Методике проведения спецоценки условий труда порядок оценки тяжести и напряженности труда описан неполно и противоречиво для заполнения возникших правовых пробелов следует руководствоваться методиками, изложенными в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

ВАЖНО:

В большинстве случаев класс условий труда по оценке тяжести трудового процесса как вредный определяется по рабочей позе. Условия труда считаются вредными если работник:

-периодически, свыше 25% времени смены, находится в неудобной (работа с поворотом туловища, неудобным размещением конечностей и др.) и/или фиксированной позе (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга);

-пребывает свыше 25% времени смены в вынужденной позе (лёжа, на коленях, на корточках и т.п.);

-находится в позе стоя свыше 60% времени смены.

-находится в позе «сидя» без перерывов свыше 60% рабочего времени.

Класс условий труда оценивается как вредный при 101 и более наклоне корпуса тела работника более 30° за рабочую смену. Наклоны корпуса тела более 30° встречаются в том случае, если работник берет какие-либо предметы, поднимает груз или выполняет действия руками на высоте не более 50 см от пола.

Класс условий труда оценивается как вредный при перемещении работника в пространстве в течение рабочей смены по горизонтали 8 км и более, по вертикали - 2.5 км или более. Пройденный путь оценивается с помощью шагомера.

Общее перемещение по горизонтали и вертикали объединять при необходимости как передвижения в пространстве.

Этап 13. Определение предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда по результатам СОУТ.

В карте специальной оценки условий труда (строка 040) в графе «необходимость в установлении» эксперт указывает только «да» или «нет». Конкретный размер компенсаций устанавливается работодателем исходя из требований Трудового кодекса РФ, положений ч.З ст. 15 ФЗ-421, пенсионного законодательства, положений отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения и условий коллективного договора.

Строка 040. Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте:

 

№ п/п

Виды гарантий и компенсаций

Фактическое наличие

По результатам оценки условий труда

необходимость в установлении (да, нет)

основание

1.

Повышенная оплата труда работника (работников)

 

 

 

2.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

 

 

 

3.

Сокращенная

продолжительность рабочего времени

 

 

 

4.

Молоко или другие равноценные пищевые продукты

 

 

 

5.

Лечебно-профилактическое питание

 

 

 

6.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии

 

 

 

7.

Проведение медицинских осмотров

 

 

 

 

 

Этап 14. Оформление результатов проведения СОУТ (Статья 15 ФЗ-426).

Результаты проведения СОУТ оформляются в виде Отчета.

Отчет составляется организацией, проводящей СОУТ, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения СОУТ, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому Отчету.

 

 

ВАЖНО:

Возражения, несогласия профсоюзной стороны с процедурой проведённой СОУТ и достоверностью результатов необходимо изложить в особом мнении. Это позволит в дальнейшем упростить рассмотрение разногласий в государственной экспертизе условий труда и суде.

При несогласии работника с информацией в карте специальной оценке условий труда на его рабочем месте следует написать «не согласен с результатами СОУТ» в строке ознакомления напротив своей фамилии. При этом не допускается отказываться от подписи в листе ознакомления с картой специальной оценки условий труда.

Этап 15. Разработка Перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, является составной частью отчета о проведении СОУТ и разрабатывается организацией, проводящей СОУТ во взаимодействии с комиссией по СОУТ, подписывается членами комиссии по СОУТ и экспертами, участвовавшими в СОУТ.

Осуществление профсоюзного контроля за требованиями законодательства о СОУТ и рассмотрение разногласий

при проведении СОУТ.

Профсоюзный контроль за соблюдением требований законодательства о СОУТ осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (ч.2 ст.25 ФЗ-426).

Из буквального смысла статьи 370 Трудового кодекса РФ и статьи 25 ФЗ-426 следует, что в профсоюзном контроле могут участвовать как технические так и правовые инспекторы труда профсоюзов.

Вместе с тем, в случаях разногласия по вопросам процедуры проведения СОУТ, обоснованного несогласия членов профсоюза с результатами СОУТ на рабочих местах, за профсоюзными организациями остается право инициирования внеплановой СОУТ, обращения в Государственную инспекцию труда, в судебные органы (ст.ст.24,25,26 ФЗ-426).

Применение результатов производственного контроля за условиями труда для целей СОУТ (ч.7 ст. 12 ФЗ-426)

«7. В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда».

Представителям профсоюза, как членам комиссии по СОУТ для принятия решения и даче согласия на использование результатов производственного контроля для целей СОУТ необходимо взвесить все факты за и против:

За:

-  испытательная лаборатория аккредитована в установленном законодательством РФ порядке - см. Аттестат аккредитации, срок действия:

-    исследования, измерения конкретных производственных факторов для целей СОУТ должны соответствовать критериям, заявленным в области аккредитации (приложение к Аттестату аккредитации);

нет существенных различий при сравнении 6-месячных результатов (протоколов) измерений производственного контроля (ПК) с измерениями, проводившимися при ПК в динамике ранее 6 месяцев на конкретном рабочем месте, нет существенных различий с результатами (протоколами) измерений, проводимыми в рамках аттестации рабочих мест, контрольной деятельности надзорных органов и др. исследований (испытаний).

Для убедительности в достоверности результатов представленных протоколов измерений производственного контроля представителям профсоюза следует настоять на проведении контрольных измерений на конкретных рабочих местах за счет собственной лаборатории или экспертной организации в присутствии членов комиссии.

Против:

-    отсутствует независимость лаборатории (аффилированность от работодателя), что позволяет легко оформить протоколы измерений за 6 месяцев до проведения СОУТ с искажением данных либо вообще без фактических измерений на рабочих местах;

-   если в действительности и проводились измерения в рамках производственного контроля, то в протоколах не фиксируется присутствие во время измерений самого работника (противоречие ч.1 ст.5 ФЗ-426);

-      неизвестно, в штатном ли режиме работали производственные объекты, технологическое оборудование при проведении измерений в рамках производственного контроля или изучения протоколов измерений надзорных органов (противоречие с Главой III, п. 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 24.01.14 г. № ЗЗн);

-  теряется принцип независимости при проведении СОУТ (ст.22 ФЗ-426);

-   на сегодняшний день на законодательном уровне отсутствует «установленный порядок» проведения производственного контроля на рабочих местах, указанного в ч.7 ст. 12., следовательно, буквальное соблюдение требований закона о возможности применения результатов производственного контроля на сегодня выполнить невозможно, что создает почву для оспаривания результатов СОУТ.

 

Экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда (ст. 24 № 426-ФЗ)

 

1. Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда предусмотренной Трудовым кодексом. Российской Федерации.

2. Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется - по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;

- по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, в соответствии с частью 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.

3.Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по основанию, указанному в пункте 2 части 2 настоящей статьи, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4.Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в части 2 настоящей статьи, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

 

Список основных законодательных и нормативных актов

 

1.Трудовой кодекс Российской Федерации (с изм.).

2.Кодекс      об административных правонарушениях Российской Федерации (с изм).

3.Федеративный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 421 -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской «Федерации а связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

4.Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. "О специальной оценке условий труда".

5.Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ (с изм.).

6.Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союз, их правах и гарантиях деятельности» (с изм).

7.Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

8.Федеральный    закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (с изм.) "О персональных данных".

9.Федеральный    закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм).

10.Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с изм).

11.Федеральный закон от 30.03.1999 г. Xs 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

12.Федеральный закон от 15.12.2001 г. Xs 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм).

13.Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР. Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. № 298/П-22 (с изм).

14.Решение Верховного суда Российской Федерации от 14.01.2013 г. Хэ АКПИ12-1 570.

15.Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих Отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей».

16.ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" (с изм).

17.Перечень, вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.04 г. № 45н. (с изм).

Приказы Минтруда России:

 

18.От 24 января 2014 г. 18. № ЗЗн «Об утверждении Методики поведения специальной оценки условий труда. Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

19.От 24 января 2014 г. № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

20.От 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий 1руда государственным нормативным требованиям охраны труда».

21.От 12 февраля 2014 г. № 96 «О внесении изменений и признании утратившими сапу некоторых постановлений и приказов Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

22.От 20 февраля 2014 г. № 103н «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».

23.От 3 апреля 2014 г. № 173н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».

 

Нормативные документы Роспрофмаша:

 

24. Постановление пленума ЦК профсоюза от 17.12.2015 г., «Положение о технической инспекции труда профсоюза машиностроителей РФ» (с изм.).

Напоминание:

КОМПЕНСАЦИИ ЗА ВРЕДНОСТЬ

Работнику, который трудоустроен до 01.01.2014 г.

Работнику, который трудоустроен после 01.01.2014 г.

1.Если не проведены мероприятия по устранению вредности (технические и организационные), то гарантии работнику сохраняются.

ОСНОВАНИЕ.

·        Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78 (это список на повышение оплаты труда):

·        Постановление Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (это список на дополнительный отпуск);

·        Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 273/П-2;

·        Постановление Правительства РФ от 20.11.2008г. № 870;

·        П.3 ст.15 Федерального закона 421 от 28.12.2013 г.

2.если проведены мероприятия и по специальной оценке условий труда (СОУТ) установлен класс 1 или 2, то гарантии отменяются.

1.Если попадает в списки, аттестация рабочих мест (АРМ) и СОУТ не проведены, то гарантии предоставляются в полном объеме согласно спискам.

1.Если попадает в списки, аттестация рабочих мест (АРМ) и СОУТ не проведены, то гарантии предоставляются в полном объеме согласно спискам.

2.если не попадает в списки, АРМ и СОУТ не проведены, то гарантии не предоставляются.

3.Если не попадает в списки, по АРМ установлен класс 3 или 4, то гарантии не предоставляются.

4.Если не попадает в списки, по СОУТ установлен класс 3 или 4, то гарантии предоставляются по ст.ст.92, 117, 147 ТК РФ.

5.если по АРМ или СОУТ установлен класс 1 или 2, то гарантии не предоставляются.

 

 2.Частые нарушения прав работника

·        При классе 2 по СОУТ отменяются гарантии работнику без учета п.3 ст.15 ФЗ-421 от 28.12.2013 г.

·        Гарантии работника не отражаются в трудовых договорах.

·        Работник не уведомляется за 2 месяца об изменении объема гарантий или их отмене.

 

3.Размеры  гарантий

 1.ПО СПИСКАМ:

- повышенная оплата от 4 до 24% в зависимости от степени вредности;

-дополнительный отпуск  до 24 дней.

2. ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 20.11.2008 г. № 870:

- сокращенная неделя не более 36 часов в неделю;

- повышенная оплата 4%;

- дополнительный отпуск 7 дней.

 

3. При ущемлении прав работника на гарантии и компенсации профсоюз должен:

1.Направить требование работодателю о восстановлении прав.

2.Предъявить работодателю мотивированное мнение о внеплановой СОУТ.

3.Направить обращение в Гострудинспекцию (прокуратуру) о нарушении прав работников и необходимости их законного восстановления.

4.Обратиться в суд.

5.Разместить информацию о противоправных действиях работодателя в социальных сетях и СМИ.